Мы побеседовали с Равшаном Жээнбековым о положении правительства, об ошибках в кадровой политике президента. Получили ответы на некоторые вопросы.

 

- Господин Равшан, оправдалась ли надежда народа на то, что в работе правительства будет какой-то толк?

 

- Ни одно правительство в кыргызской истории не оправдывало надежды. Потому что не создавались системные возможности для реальной и независимой работы правительства. Неважно, насколько сильно правительство, при любой власти работали механизмы привлечения своих людей на пост главы правительства. У нас нет политического механизма, позволяющего сделать главой правительства сильного человека. Если сильный человек станет премьер-министром, то между ним и президентом возникнет противостояние, сложится неблагоприятная ситуация в политике для президента. Этого и опасаются. Ни политика, ни Конституция не допустят назначения сильного премьер-министра, если только в Кыргызстане не изменится ситуация, политики не окажут свое влияние на назначение сильного премьер-министра. Поэтому на посту премьер-министра всегда работают свои люди, те, кому доверяет президент, те, кто не выступят против его воли.

 

Даже если придет сильный премьер-министр, то в руках президента есть ГКНБ, Генпрокуратура, выполняющие поручения верхушки суды, превратившийся в марионетку парламент. Все они не позволят премьер-министру работать самостоятельно. Даже если премьер захочет работать, его поставят на место, выступят против его политических идей, создадут противоречия, поставят барьеры. Если премьер-министр в Кыргызстане будет работать независимо от президента и парламента, то есть возможность его запугать при помощи ГКНБ и прокуратуры. Поэтому власть и с конституционной, и политической точки зрения будут препятствовать формированию сильного правительства.

 

- Хотя правительство связано по рукам, все равно правительство несет ответственность за тяжелую ситуацию в экономике, не так ли?

 

- И с конституционной, и с политической точки зрения правительство несет ответственность за экономику. Если главе правительства не дадут возможность работать самостоятельно, мы можем сколько угодно озвучивать экономические требования, но премьер-министр не сможет добиться существенных результатов. Тем не менее за экономику в Кыргызстане в первую очередь несет ответственность премьер-министр и прячущийся за его спиной институт президента.

 

- Мухаммедкалый Абылгазиев не может решать проблемы, потому что связан по рукам и ногам или этот человек изначально не привык самостоятельно решать вопросы?

 

- Абылгазиев делает то, что говорит президент, без него не решает вопросы. С юридической точки зрения он премьер-министр, а по факту – помощник президента. Это не отдельная политическая фигура, не сильный премьер-министр. Это, во-первых. Во-вторых, если взглянуть на биографию Абылгазиева, он всю жизнь работал под чьим-то руководством, делал то, что говорили другие, самостоятельно не решал проблемы. Он стал главой правительства, но на его работу влияет его характер, пройденный им трудовой путь. Огорчает то, что каждым своим делом он доказывает, что никогда не решал проблемы, никогда не был самостоятельным.

 

Так как Мухаммедкалый Абылгазиев стоит во главе правительства, это правительство сейчас не имеет своей точки зрения, своего характера. Это правительство не может решать политические проблемы, привлечь инвестиции в страну. Поэтому будет абсурдно ждать больших перемен от нынешнего правительства.

 

 

 

 

Источник: газета «Фабула пресс» №1 от 01.02.2019 / стр. 6