В 2007 году в Бишкеке вышла книга Давида Будянского под названием «История беженцев-кыргызов (1916-1927 годы)”.

 

Автору скоро 90 лет, он живет в Нью-Йорке, эмигрировал из Бишкека в 1995 году, был сотрудником Института истории при Академии наук КР, изучал архивы Москвы и Центральной Азии. Собрал материалы о беженцах 1916 года (кыргызов, казахов, дунган), которые бежали в Китай после поражения восстания. Он создал документальный труд, где показан процесс возвращения повстанцев на родные кочевья. Материал практически неизвестен для читателя, большая часть документов ранее не публиковалось. Книга, изданная тиражом в 300 экземпляров, осталась непрочитанной, в общедоступные бибилотечные фонды не попала. В 2018 году основатели фонда С.Даниярова (Асель Даниярова и Владимир Шварц) выложили текст в Интернет, сделав труд историка доступным для всех. Приведем некоторые фрагменты книги, они отражают события, происходящие в Пржевальском уезде в 1917 году.

 

Один из беженцев О.Мойноков, характеризуя положение в период Временного правительства, писал так: “В марте 1917 радостная весть о свержении царя дошла и до нашего аила Токтоян Тюпской волости Пржевальского уезда. Получив такую весть, мы стали ждать лучшей жизни, но она пришла не скоро. Местные власти Временного правительства оставили почти все по-старому. Во главе волости стоял тот же волостной управитель, что и при царе. Вернувшись из Китая, мы снова работали у тех же кулаков и бай-манапов, у которых работали до восстания 1916 года". Теперь дадим цитаты без комментариев. 

 

“Временное правительство одобрительно относилось к осуществлению намеченного еще при царизме выселения 37355 кыргызских и казахских хозяйств из Пишпекского, Пржевальского и Джаркентского уездов Семиреченской области. Из этого числа на Пишпекский уезд приходилось 10479 и на Пржевальский - 22302 кыргызских хозяйства”. Так, депутаты краевого Совета, побывавшие в Пржевальске в мае-июне 1917 года, характеризуя отношение Пржевальского исполкома к участникам восстания 1916, в своем отчете писали: “Заседания ведутся по воскресеньям и решаются три бесконечных вопроса, как и куда выселить киргиз и наказать их, почему солдаты ничего не делают и почему киргизы не идут с покорной головой”.

 

“Очень трудным было положение в Пржевальском уезде, где особенно сильно бесчинствовали кулацко-колонизаторские элементы, грабившие и убивавшие беззащитных кыргызов. В этом они находили поддержку местных органов власти, в которых заседали бывшие царские чиновники и другие колонизаторы, проводившие шовинистическую политику. Ярким подтверждением этому является бесчеловечное решение Пржевальского комитета общественной безопасности о том, чтобы хлеба коренному населению не продавать, хотя последнее голодало и находилось на грани вымирания. В связи с этим было немало случаев голодной смерти кыргызской бедноты. 5 апреля 1917 г. глава Временного правительства Львов телеграфировал властям Семиреченской области о том, чтобы не допускались земельные захваты как отдельными гражданами, так и организациями. В то же время правительство не принимало серьезных мер против захвата колонизаторскими элементами земли у кыргызов. Кулаки, казачья верхушка и земельные комитеты пытались выселить кыргызов и казахов с их земель”.

 

“Временное правительство, как и царизм, не желало возвращения беженцев, поскольку это создавало необходимость их устройства на прежних землях, захваченных колонизаторскими элементами, или занятых рядовыми безземельными русскими крестьянами после оставления их беженцами. Туркестанский комитет считал, что единственно возможным средством урегулирования межнациональных отношений и одновременно решения аграрного вопроса в Семиреченской области - это закрепление за колонизаторскими элементами захваченных у коренного населения земель и выселение кыргызов и казахов в горные и засушливые районы, что стало серьезным препятствием для возвращения беженцев”.

 

“При молчаливом согласии представителей Временного правительства колонизаторские элементы, стремясь покрыть убытки, порой ими и не понесенные в период восстания 1916 г., самочинно взыскивали их с кыргызского населения. Пржевальский комитет по возмещению убытков предъявил счет коренному населению на сумму 25 млн. рублей. Однако для предотвращения этих незаконных действий власти никаких мер не приняли. Нередко были случаи открытого грабежа. По сообщению делегата краевого совета, в Пржевальском уезде крестьяне начали вооруженными партиями разъезжать по киргизским селениям, отбирая у кыргызов скот, заявляя, что они берут вознаграждение за убытки, понесенные во время прошлогоднего мятежа. Иногда эти грабители, переодевшись в форму солдат, под предлогом возмещения убытков от восстания 1916 г., разъезжали по волостям и грабили коренное население. Кыргызы, напуганные этими грабителями, не видя никакой защиты со стороны органов власти, отдавали все, что они требовали”.

 

“Туркестанский комитет Временного правительства продолжал работать над реализацией плана выселения кыргызов и казахов с принадлежавших им земель. Об этом же свидетельствует открывшееся 17 мая в Пишпеке совещание, созванное Туркестанским комитетом Временного правительства по разработке мероприятий по изъятию земель в соответствии с планом Куропаткина, где в очередной раз было принято решение о выселении кыргызов из Пишпекского уезда в Нарынский участок.  В мае 1917 года такое же совещание было проведено в Пржевальске. Колонизаторские элементы Иссык-Куля потребовали выселения кыргызов из плодородной Иссык-Кульской котловины в горные районы Нарына. Этот план начал осуществляться уездным комиссаром Пржевальского уезда. Беженцы, недовольные несправедливым решением правительства, стали обращаться за помощью и в Туркестанский краевой Совет. Это свидетельствовало о том, что Советы в тот период имели определенную власть, а их решения - важное значение. В связи с обращением беженцев краевой Совет постановил: считать переселение беженцев-кыргызов "печальным фактом" и просил принять все меры к предотвращению переселения. В случае неизбежности переселения он считал “необходимым обеспечить продовольствием переселяемых в пути и на месте до ближайшего урожая”. Таким образом, беженцы, кроме сочувствия, реальной помощи не получили, они оказались в замкнутом круге. В телеграмме из Пржевальска от 10 июля 1917 г. в адрес краевого Совета беженцы-кыргызы так рисуют трагизм своего положения: “Все вернулись в Россию, но крестьяне не допускают нас к прежним нашим местам. Все живем в горах, умираем от голоду, хлеба не дают, ничего не имеем. Слышали, что нас хотят выселить в Верненский и Нарынский уезды. Двигаться не имеем сил, не доберемся, в пути погибнем. Просим обратить внимание на нашу участь во имя свободы, справедливости и равноправия. Спасите, защитите нас! Убедительно просим не выселять нас и оставить в своем уезде, примирить с крестьянами. Просим поселить нас на своих местах”. Подобные прошения поступали и от других групп беженцев. Их возвращение проходило с большими трудностями”.

 

“Некоторые колонизаторские элементы долгое время добивались возмещения “убытков” от восстания, даже если они и не пострадали. С этой целью из Пржевальска на имя председателя Государственной Думы Родзянко от группы лиц была направлена телеграмма с просьбой разрешить “занять свободную землю мятежников-киргизов”. Аналогичную телеграмму 13 марта 1917 г. направил Керенскому и Родзянко от имени населения участка председатель Токмакского общественного комитета Ткачев. Не дождавшись ответа, он вместе с представителем из Пржевальска Д.Г.Каракашем выехал в Петроград, где обратился с ходатайством о возмещении “убытков” к князю Львову. 11 мая 1917 г. председатель Туркомитета Щепкин направил телеграмму Временному правительству, в которой отмечалось, что примирение русских с кыргызами и казахами может быть успешным только при условии возмещения убытков пострадавшим в период восстания. Статистическое обследование по четырем уездам показало, что о возмещении убытков пострадавшим заявили 9989 хозяйств на сумму 31 млн рублей. Пострадавших от пожара хозяйств было 2315”.

 

“В январе 1918 года в Пржевальском уезде было созвано совещание по вопросу наделения землей уцелевшего от погрома царских карателей и возвратившегося из Китая коренного населения. Но тут стало известно, что все так называемые “свободные” земли отданы земотделом в аренду крестьянам. Поэтому огромное число кыргызской бедноты осталось без земли. Мотивом передачи в аренду земель, принадлежавших кыргызам, являлось то, что они считались якобы свободными, так как их владельцы участвовали в восстании 1916 г., бежали в Китай, что у них нет сельхозинвентаря и другие надуманные причины. На самом деле причина заключалась в желании удержать земли в руках переселенцев, колонизаторских элементов, а коренное население, лишенное всего, должно было находиться в кабальной зависимости от последних и угнетаться ими. В начале 1918 года  возникли новые факторы, осложнившие и без того сложный земельный вопрос в Пржевальском уезде. Они были связаны с тем, что из Сыр-Дарьинской области и соседних уездов Семиреченской области (в связи с неурожаем и голодом) часть крестьян переселилась на территорию Пржевальского уезда, здесь  самовольно образовались 7 новых поселков на бывших кыргызских землях. Таким образом, все принадлежавшие кыргызам земли были заняты колонизаторскими элементами и отдельными крестьянами, спасавшимися от голода”.

 

“Кыргызы уезда по-прежнему оставались без земли, за исключением двух районов - Кенсуйского и Тонского, в которых они более или менее были устроены. Однако в целом проблема беженцев почти не решалась.  Потери, которые понес кыргызский народ в период господства царизма, продолжали возрастать и при Временном правительстве. Погибших от голода, от рук колонизаторов в 1917 году было не менее 20 тысяч. Кыргызский народ находился под угрозой поголовного истребления”.

 

От автора книги (написано в 2006 году):

 

“В 1995 году я с семьей покинул Кыргызстан, где прожил полвека, где учился, трудился, занимался наукой - историей. Уехал на постоянное место жительства в США, поселился в Нью-Йорке, в Бруклине. Мне скоро 80. Пора бы успокоиться и жить воспоминаниями, память возвращает к годам юности, которые прошли в милом сердцу Кыргызстане, где остались родные могилы, где живут друзья, соратники, с которыми  учился на историческом факультете КГПИ (окончил в 1950 году). Трудился я в Госархиве, в Институте истории Академии наук. Защитил кандидатскую диссертацию, написал более 70 научных работ, в том числе 4 монографии. Изучил архивные документы в Москве, во Фрунзе, Ташкенте, Фергане, Оше, Нарыне, Алматы. Встречался с бывшими беженцами, собирал и анализировал их воспоминания. Давно ждал случая, чтобы поделиться собранным материалом о судьбе беженцев, которые  оказались в Китае после поражения восстания 1916 года.

 

Была еще одна причина, подвинувшая к этому труду. Ведь и я сам был беженцем. После начала войны (1941-1945) наша семья эвакуировалась из Днепропетровска (Украина) в Кыргызстан, где нам дали кров, работу, за что наша семья и десятки тысяч беженцев из Белоруссии, Украины, России, Молдавии, Польши сохранили чувства признательности и благодарности. Кыргызстан стал нам второй Родиной.

 

После Великой Победы (май 1945), мы решили не возвращаться в Днепропетровск, так как ни желания, ни средств не было. Необходимо было настойчиво трудиться, здесь оставался и мой дядя Эммануил Хаскелевич Будянский - заслуженный учитель Кыргызстана, направленный сюда в начале тридцатых годов. Он был первым директором средней школы № 2 во Фрунзе, потом деканом филологического факультета Кыргызского госуниверситета.

 

Надеюсь, что предлагаемая мной книга будет полезной для широкого круга читателей, интересующихся историей Кыргызстана. Выражаю благодарность рецензентам - академику К.К.Каракееву; доктору исторических наук Е.И.Хелимскому; кандидату исторических наук А.М.Марголису.

 

Давид Будянский,

Нью-Йорк, 2006 год.

 

Источник: газета “Майдан.kg

 

Темы: