Печать
О чем пишут в СМИ
Просмотров: 643

Высокопоставленный сотрудник Генеральной прокуратуры по обвинению в вымогательстве взятки в крупном размере помещен в СИЗО ГКНБ. 

 

Госкомитет национальной безопасности 16 апреля сообщил о задержании начальника Управления по поддержанию государственного обвинения и представительства в судах Генпрокуратуры Улана Чалбаева с поличным. В тот же день он попал в больницу из-за резкого повышения артериального давления. Становятся известны новые подробности задержания прокурора.

 

Улану Чалбаеву предъявили обвинения по статье 313 («вымогательство взятки») УК КР, а Первомайский районный суд заключил его под стражу с СИЗО ГКНБ до окончания следствия.

 

Сразу после задержания Чалбаева появилась информация о том, что он вымогал 500 тысяч долларов. Правда, Госкомитет национальной безопасности не подтвердил, но и не опроверг эти данные. Ни ГКНБ, ни Генеральная прокуратура не распространили до сих пор информацию о подробностях дела Чалбаева. Остается неизвестным, кто обратился в компетентные органы с заявлением о вымогательстве с его стороны столь крупной взятки.

 

«Азаттыку» через свои источники в прокуратуре и судебных органах удалось выяснить некоторую информацию. Согласно данным от источников, задержание Чалбаева может быть связано с попыткой снятия ареста с земельного участка, приобретенного Фондом Ага Хана у экс-депутата ЖК Карганбека Самакова.

 

Во время рассмотрения уголовного дела Самакова в Октябрьском районном суде в прошлом году представители Фонда Ага Хана выступали в качестве заинтересованной стороны. Известно, что они настаивали на том, что арест на приобретенный ими земельный участок наложен незаконно, и просили снять ограничения.

 

Согласно судебным материалам, представительство международного Фонда Ага Хана в Кыргызстане в 2012 году приобрело в селе Байтик Аламудунского района участок площадью 84 гектара за 8,3 миллиона долларов. Советники фонда по финансовым вопросам и нанятые им юридические компании при сделке вынесли заключение о том, что все документы в порядке.

 

Фонд Ага Хана планировал построить на этом участке международную образовательную академию для учащихся 1-11 классов с общежитием.

 

Глава Байтикского айыл окмоту Бакыт Жунушбаев отмечает, что на 80 гектарах, которые, как предполагается, приобрел Карганбек Самаков, еще ничего не построено: "- Вначале это были долевые участки. Позже Самаков, заключив договора с владельцами земель, выкупил их. Он сделал трансформацию какой-то части земли, но остальная часть так и осталась. Земля стала частной собственностью, поэтому я не знаю о том, что ее выкупил Фонд Ага Хана. Мы тоже как-то мельком слышали, что ее купил этот фонд. Поэтому официально говорить об этом я не могу. Выше села Байтик на площади 25 гектар был построен VIP-городок. Ниже есть земля площадью 80 с лишним гектаров. На этих 80 гектарах ничего не построено".

 

Представитель Организации Ага Хана по развитию в Кыргызстане Адылбек Исмаилов в свою очередь сказал, что не обладает информацией и отказался давать комментарий: "- Честно говоря, у нашего представительства нет такой информации. К сожалению, мы не можем давать комментарий. Я даже не знаю наших адвокатов. У нас нет информации, была бы, дали. О земле мы знаем только ту информацию, которая есть в Интернете. У нас нет возможности давать какую-то информацию".

 

Близкие Карганбека Самакова тоже не дают пояснений.

 

Бывший генеральный прокурор Байтемир Ибраев рассказал о неписаных правилах прокуратуры. Он отметил, что управление, возглавляемое Уланом Чалбаевым, курирует один из заместителей главы ведомства и подробно остановился на его моральной ответственности: "​- Есть сферы, которые напрямую контролирует генпрокурор. А есть сферы, которые находятся на контроле у его заместителей. Есть несколько управлений, подобные тому, глава которого задержан за вымогательство взятки. Контроль над ними распределен между заместителями. Обвинение в том, что с взятка была с ним согласована – очень серьезный вопрос, тяжкое обвинение. В законе же прописано, что на судебном заседании судья никому не подчиняется и выносит решение самостоятельно. Так же и участвующий в суде прокурор должен быть независимым. Но, исходя из опыта, прокурор, участвующий в суде, советуется с этим управлением. Они беседуют, согласовывают позицию, а потом идут к заместителю и говорят, что у них такая позиция, и они имеют такие-то доказательства – в прокуратуре существуют такие неписаные правила. Сейчас у общественности есть сомнения по поводу того, что знал ли об этом курирующий управление заместитель или нет. Но это уже переросло в преступление. Если бы не было преступления, есть правила, по которым дела согласуются с ​курирующими заместителями".

 

Глава Института общественного анализа Рита Карасартова считает, что отсутствие открытой информации о деле Улана Чалбаева порождает сомнения. Она отмечает, что оперативной съемки операции по задержанию прокурора недостаточно: "- Оперативная съемка должна содержать информацию о том, что есть договоренность с этим-то человеком, с тем-то зашли. Мы должны все это видеть. Потому что ранее при задержании Кылычбека Арпачиева (прим. ред. обвиняемый по делу о получении взятки у сына Карганбека Самакова) пришли к нему в кабинет и нашли в выдвижном ящике 100 тысяч долларов. Другие моменты операции не показывают. Доказательства должны быть 100-процентными. Мы должны быть далеки от возгласов о том, что кто-то задержан. Потому что это могут делать чиновники для улучшения статистики и отчета перед президентом о том, что задерживаются такие известные люди. Если дело закрытое, значит есть, что скрывать".

 

Президент Сооронбай Жээнбеков во время своего недавнего визита в Брюссель встретился с принцем Каримом Ага Ханом, специально прилетевшим из Парижа. Обсуждался ли во время встречи вопрос о земельном участке в Байтике, находящемся под арестом, неизвестно.

 

Элеонора Бейшенбек кызы
Источник - радио "Азаттык"

Темы: