Тело 29–летнего кыргызстанца Азиза Чиркеева, который утонул в Ист–Ривер в Нью–Йорке, было доставлено в Кыргызстан и предано земле в Таласе. 


На похороны прилетела из США и его мать Нуркан Чиркеева. История этого молодого человека, которому бы жить и жить, полна тайн и трагических моментов.

 

Трагедия на Ист–Ривер    

 

Недавно МИД Кыргызстана официально озвучил информацию о пропаже гражданина Кыргызстана в США. По словам наших дипломатов, к ним обратились представители кыргызской диаспоры Нью–Йорка. Они сообщили, что Азиз Чиркеев 3 апреля в 9 часов вечера вышел из дентологической клиники, где работал, и не вернулся домой. Его телефон был отключен, местонахождение неизвестно.
    

Посольство сразу же оповестило правоохранительные органы Нью–Йорка. Информация об исчезновении гражданина Кыргызстана была опубликована в ряде местных СМИ, в социальных сетях. Один из нью–йоркских телеканалов даже посвятил этому факту небольшое журналистское расследование. Представители кыргызской диаспоры расклеивали в местах массового скопления людей плакаты и портреты Чиркеева. Но все это не дало результата.
    

Все надеялись, что молодой человек отыщется, но пришли плохие известия. В реке Ист–Ривер возле Сансет–Парка, что в Бруклине, нашли неопознанное тело. 
    

Патологоанатом выяснил, что это тело кыргызстанца Азиза Чиркеева. Вывод был сделан на основе совпадения отпечатков пальцев и рентгеновских снимков. Данные иммиграционной службы США тоже не оставляли сомнений.
    

Полиция Нью–Йорка сообщила матери погибшего, что ее сын 4 апреля спрыгнул с Бруклинского моста. Судя по кадрам с камер видеонаблюдения, это произошло в час ночи. На видео видно, как молодой человек с телосложением, похожим на Чиркеева, сначала бросает с моста в воду куртку и мобильный телефон, а потом прыгает и сам.
    

В день, когда произошла трагедия, Азиз дважды звонил своей маме после работы. Сначала он сказал, что едет в “Макдональдс”, а потом — что собирается поехать в Центральный парк. Но оказался на Бруклинском мосту.
    

Сейчас многие пытаются понять, что же произошло в жизни и душе Азиза, почему он решился на такой страшный шаг.
    

Оказывается, Нуркан Чиркеева воспитывала сына одна. Когда Азизу исполнилось 16 лет, женщина оставила его на родине с родственниками и эмигрировала в Америку, поселившись в Нью–Йорке на Брайтон–Бич. Она нашла работу и экономила деньги, чтобы сын тоже мог приехать в США. Азиз прилетел к матери в прошлом году 26 июля. И казалось бы, мечты обоих сбылись, но, скорее всего, молодой человек так и не смог вписаться в режим огромного мегаполиса.
    

Один из друзей Азиза рассказал, что тот перед исчезновением написал стихотворение в кыргызском чате. Он посетовал на то, что “не сможет ни в кого влюбиться, никто не захочет разделить с ним жизнь”. В стихотворении также шла речь о “шрамах, которые не заживают”.
    

Кстати, полиция Нью–Йорка, учитывая тяжелую моральную травму, не хотела показывать тело Азиза скорбящей матери из–за того, что оно сильно разложилось, ведь Азиза обнаружили только в конце апреля. Но Нуркан Чиркеева настояла на своем и пошла на опознание...
    

Для отправки тела в Кыргызстан кыргызская диаспора инициировала сбор средств. Об этом на своей странице в Facebook сообщил пользователь Beck TJ. Расходы составляли 4100 долларов. За короткое время наши соотечественники, живущие в США, собрали всю нужную сумму.
    

“У нас на счету уже было 3 355 долларов с предыдущего сбора, предназначенного для оплаты услуг частного детектива, которого мы хотели нанять для розыска Азиза. Но работодатель Нуркан эже решила покрыть эти расходы сама”, — сообщил BeckTJ. Аксакалы и представители сообщества “Кыргызстанцы в Нью–Йорке” решили за счет этих денег обеспечить авиабилетами маму Азиза Чиркеева и его сестру.
   

 Нужно сказать, что подобные трагедии с кыргызстанцами происходят регулярно. В Бишкек из–за океана время от времени прибывает “груз–200”. Бывает, что наши соотечественники оказываются жертвами бандитских разборок. Например, одного из уроженцев страны Ала–Тоо застрелили, когда тот вез пиццу по заказу и случайно попал под криминальную перестрелку.

Законопослушные нелегалы из КР
    

Сегодня в Соединенных Штатах, по неофициальной информации, проживают около 20–25 тысяч кыргызстанцев. “В среднем из пяти соотечественников, которые живут в США, двое находятся на законных основаниях — это учеба, а также работа в проектах. Оставшиеся трое — нелегалы. В основном кыргызстанцы работают в сфере обслуживания, например, многие таксисты в Нью–Йорке именно из Кыргызстана”, — считает исполнительный директор ассоциации “Замандаш” Майрамбек Жапанов.
    

То есть большинство наших земляков в США — это нелегалы. “Некоторые люди остаются нелегалами из–за незнания иммиграционных законов, которые гласят, что после приезда на территорию США нужно либо продлевать свой законный статус, либо уезжать из страны. Есть еще одно условие — по гостевой визе нельзя находиться на территории Штатов более полугода”, — рассказывает адвокат и владелец юридической компании по делам иммигрантов Манас Муратбеков, проживающий сегодня в штате Флорида.
    

Нужно сказать, что кыргызстанцы едут за океан не зарабатывать, а остаться там навсегда. Многие наши трудовые мигранты в России в интервью или соцопросах признаются, что хотят возвратиться домой, а вот “американцы” не горят таким желанием. Это косвенно подтверждают статистические данные. По информации Национального банка, за 11 месяцев прошлого года мигранты отправили в Кыргызстан 1 миллиард 835 миллионов долларов. Львиная доля этих денег из России. И всего лишь 34,5 миллиона пришло из США.
    

Несмотря на ужесточение иммиграционной политики в США, наши люди надеются, что их депортировать не будут. Подавляющее большинство кыргызстанцев придерживаются принципа Остапа Бендера: “У меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс. Это моя слабость”.
    

Но есть и другие объективные причины низкого уровня преступности среди соотечественников. “Первый фактор — американские полицейские во время несения службы носят оружие и могут применять его в случае необходимости. Вторая причина — в большинстве штатов простым гражданам разрешено носить оружие”, — пояснил адвокат Муратбеков. В США не забалуешь. 
    

Хотя кыргызстанцы неплохо зарекомендовали себя. “ Работодатели–американцы отмечают широкий кругозор, грамотность, интеллект и высокую культуру кыргызстанцев. Особых нарушителей не выявлено”, — говорит Майрамбек Жапанов.
    

Казалось бы, работай и наслаждайся жизнью в самой богатой стране мира. Но довольно часто бывает, что натурализоваться в США, несмотря на все усилия, не удается. К примеру — история Алибия Музуретбека уулу. После 8 лет на чужбине он возвратился на родину.
    

В 2006 году он окончил кыргызский вуз, после чего уехал изучать английский язык в Пенсильванский университет. Решив остаться, попросил политического убежища из–за нестабильной ситуации в стране, после мартовской революции.
    

Процесс получения статуса беженца совсем непростой. Через полтора месяца после подачи документов соискателя приглашают на интервью. Документы и показания кыргызстанца не убедили чиновников — их отправили в суд. Там рассматривали дело почти год, потом судья штата Пенсильвания заболел раком, в результате рассмотрение откладывалось еще два–три года. В конце концов, бумаги приняли на рассмотрение и вынесли решение: “В вашей стране ситуация улучшилась, власть сменилась, там новые президент и парламент, гонений нет, поэтому вы можете выехать на родину”. Еще три года ушли на апелляцию. В итоге за несколько лет он пережил 5 судебных процессов и ничего не добился.
    

По его словам, граждан Кыргызстана, которые не могут узаконить свое пребывание в США, много. Некоторые не могут легализоваться на протяжении 18 лет. Они используют все возможности, чтобы закрепиться и с надеждой ждут, когда миграционная служба Штатов смилуется над ними.
    

По сути, они уже американцы и даже боятся возвращаться в Кыргызстан. Они уже отвыкли от веселой и неоднозначной жизни на родине. По этой причине изо всех сил цепляются за Америку.

 

Наши люди в Голливуде    

 

Но есть и примеры успешных историй. Недавно известный кыргызстанский пианист Азамат Сыдыков, который уже давно живет в США, женился на известной американской оперной певице и красавице Николете Раллис.
    

Музыкант оказался в Нью–Йорке, можно сказать, случайно. Он поступил в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени Чайковского. Тогда же познакомился в Facebook с американским композитором и дирижером Джоэлом Шпигельманом. “Мы решили совместно провести благотворительный концерт в память о погибших во время революции в столице Кыргызстана. Приехали в Бишкек, где с большим успехом прошла серия благотворительных концертов”, — вспоминает Азамат.
    

Перед возвращением в Нью–Йорк Джоэл попросил дать ему записи этих концертов. Их внимательно прослушали известные нью–йоркские профессоры. Так Азамат получил приглашение пройти прослушивание в музыкальную консерваторию Mannes School of Music и получил стипендию.
    

Сегодня кыргызстанский пианист активно выступает с концертами, преподает, является худруком Вильмингтонского музыкального фестиваля в Северной Каролине и президентом фонда Kyrgyz American Foundation.
    

По мнению Азамата, многие из соотечественников достигают в Америке больших успехов и высот. Люди открывают свой бизнес, магазины, рестораны, даже школы. “И я вижу, что иммигранты поддерживают свою общину и помогают друг другу быстрее адаптироваться и интегрироваться в американское общество. Это очень важно”, — говорит он.
    

Недавно уроженка Кыргызстана Ольга Видищева попала в список Forbes, как одна из самых успешных предпринимателей США, не достигших 30 лет. Когда–то девушка подрабатывала официанткой в Нью–Мексико, а сейчас ее сайт зарабатывает десятки миллионов долларов.
    

Она не скрывает, что родом из Кыргызстана, но считает себя американкой. Сейчас она отлично говорит по–английски и русским языком практически не пользуется. Однако в 2003 году, когда 17–летняя Ольга только переехала в Америку, языка она не знала совсем. Первым английским словом, которое выучила Видищева, было “cucumber”. Огурцы входили в состав многих роллов, которые она подавала, работая официанткой в японском ресторане.
    

Через полгода Видищева собрала деньги на поступление в колледж. На втором курсе девушка перевелась в более престижный колледж Уэллсли, где учились Мадлен Олбрайт и Хиллари Клинтон. Чтобы оплачивать учебу, студентка подрабатывала моделью.
    

После выпуска со степенью в области экономики и второй специализацией в математике Видищеву взяли на работу в банк Goldman Sachs инвестиционным аналитиком.
    

Потом Видищева переехала в Бостон, чтобы учиться по программе MBA в Гарвардской школе бизнеса.
    

В 2011 году, когда Видищева получила диплом, у нее за душой было всего 10 тысяч долларов и более 100 тысяч долга по кредиту за обучение. Но она потратила все свои сбережения на разработку первой версии сайта, который должен был стать посредником между покупателями и элитными бутиками.
  

Кыргызстанка переехала в Нью–Йорк. Там Видищева ночевала на полу у друзей и в одиночку работала над Shoptiques в бесплатных библиотеках. Ее усилия оказались не напрасны. Сайт заметили инвесторы. А наставником стал создатель Gmail Пол Бакхайт.
    

Сейчас Shoptiques специализируется на маленьких независимых бутиках, торгующих женскими вещами и аксессуарами для дома. В 2013 году доходы Shoptiques составили 300 тысяч долларов, а в 2015 году уже планировалось выручить 20 миллионов долларов.
    

Сегодня миллионы кыргызстанцев ищут счастье за бугром. Кто–то обретает свободу и богатства, а с кем–то случается беда. Но одно верно: если бы в Кыргызстане все было хорошо, то наши соотечественники не уезжали бы в чужие страны за трудным мигрантским счастьем.


Азамат КАСЫБЕКОВ.
Источник - "Вечерний Бишкек"