судный день


Пресс–служба ГКНБ распространила сенсационную информацию о том, что следственное управление комитета завершило работу по делу атамекеновца Райкана Тологонова, обвиняемого в организации грабежей и незаконных операциях с оружием в апреле 2010 года, т.е. в мародерстве.
    

На сегодняшний день уголовное дело передано в Генпрокуратуру для утверждения и дальнейшей передачи в суд. Как всегда, чекисты скупы на детали по принципу “никаких подробностей до суда”. Указали лишь статьи УК, по которым окончательно предъявлено обвинение. Когда Райкана Тологонова только арестовали в марте и посадили в СИЗО ГКНБ, статей обвинения было больше. Среди них такие, как “Разбой”, “Умышленное повреждение имущества”, “Захват жилых и нежилых помещений”, “Незаконный оборот драгметаллов”, и т.д. Надо понимать, причастность Толгонова к самому интересному доказать и подтвердить уликами не удалось. Но остается организация грабежей и оружие. Это тоже немало.
    

Тут необходимо напомнить, что все обвинения, которые уже почти семь лет висят над головами главных атамекеновцев — Омурбека Текебаева, Турата Мадылбекова, Болота Шерниязова и Райкана Тологонова, — в основном построены на показаниях бригадира грабителей — южанина Абдуллы Юсупова. Этого молодца с криминальным прошлым призвал на зачистку бакиевского имущества сам Райкан Тологонов. А уже тот сколотил группу на все готовых парней. И они исправно выполняли все задания Райкана байке, совершив экспресс–грабежи почти 30 объектов, принадлежавших клану Бакиевых и их приспешникам. Разъезжали на мини–автобусе вместе с сыном Тологонова Мусой и нотариусом по горящему Бишкеку и по наказу распорядителя ничего и никого не боялись.
    

Однако, когда их поймали и обвинили в мародерстве, “заказчики” из “Ата Мекена” отреклись от них. Да и ничем не отблагодарили наймитов из того, что обещали, — машины, квартиры, земельные участки. Вот тут Абдуллу Юсупова и прорвало — он выложил все: от имен заказчиков до адресов ограбленных объектов. Но до сих пор тянется эпопея с призванием к ответу атамекеновской четверки.
    

Уже осудили на длительные сроки заключения Юсупова и его подельников. Осужден на 9 лет и уже, говорят, освободился сын Мадылбекова за рейдерский захват бакиевского объекта. Осужден на 12 лет и 5 из них уже отсидел за то же мародерство старший сын Тологонова — Муса. А вот до заказчиков руки Фемиды доходят только сейчас.
    

И только сейчас становится понятным, почему верхушка партии “Ата Мекен” все это время оставалась неприкосновенна.
    

Ведь расследованием их причастности к скандальному делу кто только не занимался: и депутатские комиссии, и лично министр ВД Зарылбек Рысалиев, которого в результате лишили всех постов, хотя его усилиями на 80 процентов следствие было завершено. И председатель ГСИН Шейшенбек Байзаков, который лично изучал показания сидевшего тогда в СИЗО–1 Абдуллы Юсупова и, как профессионал борьбы с организованной преступностью, сделал вывод: они правдивы. Таких подробностей, деталей, соответствующих реальным событиям, нафантазировать было просто невозможно. Генерал Байзаков направил обо всем этом секретный рапорт президенту Алмазбеку Атамбаеву еще в 2012 году.
    

Но все равно в последний момент следствие, идущее на всех парах к завершению, останавливала чья–то могущественная рука.
    

И, как сегодня утверждают некоторые эксперты, не последнюю роль в этом “торможении” сыграла всесильная тогда генпрокурор Аида Салянова. И теперь, когда вскрылось ее партнерство с Текебаевым по “Мегакому”, мотив “защитницы” атамекеновцев очевиден. Тот же Шамиль Атаханов, будучи очень короткое время главой МВД, авторитетно назвал главного очевидца причастности к мародерству Текебаева, Мадылбекова, Шерниязова и Тологонова “фантазером”. Этих людей, занимающих большие посты и грудью вставших на защиту Омурбека Текебаева и Ко, оказалось достаточно, чтобы замять самый громкий и позорный скандал апрельских событий 2010 года. Ведь эти четверо до сих пор прикрываются щитом народного восстания, а тех, кто хочет вывести их на чистую воду, наемные демонстранты и депутаты называют “врагами революции”.

 

Ольга ДЯДЮЧЕНКО.
Источник - "Вечерний Бишкек"