Генеральный план застройки Бишкека является засекреченным документом, когда во всем мире это открытый документ. И с точки зрения правового зонирования Бишкек закрытый город. Однако если подобное положение еще можно было оправдать в советское время, когда существовал жесткий порядок и никто не мог спекулировать землей и прочей недвижимостью, то в данное время именно подобная закрытость является источником коррупции.
В действительности, сегодня генплан столицы превратился в секретный для горожан, но открытый и доступный для узкого круга чиновников документ стратегически важного значения.
По словам директора проекта USAID по улучшению бизнес-среды Нурсулу Ахметовой, именно такая закрытость приводит к тому, что чиновники выдают земельные участки в сейсмически опасных зонах - дают в запретной зоне, чтобы потом у него эту землю опять отобрать. Или выдают участки на красной линии, где нельзя строить, потому что в будущем здесь фактически будет улица. Так в 12 микрорайоне там, где по генплану запланирована дорога, прямо посреди дороги поставили СТО, ларьки. Это тоже пример обмана покупателя или арендатора. Они заплатили за это, кто-то нажился на этом, и никто не предупредил, что объекты поставлены на красную линию. И теперь в любой момент эту собственность могут отобрать или снести. Ничего этого не было бы, если генплан был доступен всем бишкекчанам.
Подобная непрозрачность и нерешенность создает благоприятную почву для роста коррупции. Мы уже неоднократно писали о том, что в Ленинском районе Бишкека существуют целые кварталы и даже микрорайон, запроектированный в красной зоне, были обнародованы факты масштабных подделок и фальсификаций целых кварталов и даже районов генлана.
Совсем свежий пример подделки и корректировки карты Генплана в угоду интересам заинтересованных лиц отмечен при оформлении правоустанавливающих документов у целой группы жителей, проживающих по улице Космической в Рабочьем городке столицы.
По словам Гульнары Осмоновой, фальсификация наблюдаются даже на стадии оформления документов на прилегающую территорию.
-Мы оформляли документы, - говорит Г. Осмонова, - начиная с лета этого года, собирали все необходимые документы на нашу землю, которая была приобретена нами 30 лет назад. И уже в самом конце этого процесса, на завершающей стадии, прямо на наших глазах и в присутствии специалистов Госрегистра и Горархитектуры откуда ни возьмись обнаружился фрагмент Генлана, который «свидетельствовал» о том, что часть моего участка уже является собственностью некоей гражданки Батмы Дуйшебаевой, то есть оформленной на нее. При этом этот участок генплана был составлен 28 октября прошлого года за подписью некоего Абдраимова. Проверка выявила, что этот сотрудник Бишкекглавархитектуры уже не работает несколько лет назад в данном учреждении.
И это далеко не единичные случаи. В столице постоянно происходят мошеннические операции с недвижимостью, поскольку информацию о генплане засекречена и это позволяет чиновникам играть в свои игры.
Закрытость генплана и принимаемых решений по выделению земель приводит тому, что даже в случае принятия законного решения на осваивание какого-то участка земли в столице, местные жители иди общественные организации под всевозможными предлогами могут выступить против такого решения.
Мы уже писали в нашей газете о горожанах, которые выступали против начала строительства многоэтажного дома в столице и даже здания детского сада. Здесь все законы и права были на стороне строителей, однако какой-то группе горожан не понравилось появление новых строений на пустовавшем до этого месте.
- Строители все чаще и чаще сталкиваются с такими неприятностями, - говорит ветеран-строитель Аскарбек Молдобаев, - когда на руках есть все разрешительные документы, и даже уже проведена большая предварительная работа, но вдруг местные жители начинают выступать против. Это тоже следствие закрытости принимаемых решений и недоступности генплана для общественности.
Чтобы избежать таких неприятностей в городе необходимо на основе генплана разработать ПДП каждого района и квартала города с привлечением к этому процессу представителей местных сообществ. Чтобы все были посвящены в будущие проекты, чтобы в генплане были четко определены и нанесены участки зоны застройки и уплотнения. И только после этого выставлять участки на конкурсы и торги.
Естественно, что в городе есть какие-то стратегически важные объекты по отношению к которым следует сохранять режим секретности, но что касается жилых кварталов и всего остального – все это не только должно быть доступным и прозрачным, но и сами горожане, поскольку это их земля, должны принимать активное участие в ее трансофрмации, обновлении и улучшении. И тогда не будет коррупции, несправедливо принимаемых решений и недовольств.
Источник: газета«Diesel» №6 от 27 июля 2011 года