Совсем недавно знакомый мне хирург стал свидетелем жуткого происшествия на трассе Бишкек–Ош. Сын близкого его друга, который готовился к своей свадьбе, во время поездки на юг страны, попал в дорожную аварию. Бусик сошел с трассы на горном перевале и разбился, упав, примерно с двухметровой высоты в обрыв. Поскольку эта авария произошла в ночное время, то десяти пострадавшим пассажирам и водителю не была оказана своевременная помощь: в течение часа тяжелораненые люди пребывали в искореженном и опрокинутом бусике на дне оврага, тогда как по трассе в обеих направлениях двигались автомобили, водители и пассажиры в которых, конечно же, видели и понимали, что случилась авария, однако были слишком занятые своей поездкой, чтобы остановиться и хотя бы поинтересоваться - что же там происходит и не нуждается ли кто-то в конкретной помощи?
 
Это вообще стало чем-то вроде проклятия трассы Бишкек- Ош: водители и пассажиры, которые частенько ездят по этой дороге, быстро становятся внутренне черствыми и равнодушными, поскольку часто становятся свидетелями самых ужасных дорожных происшествий и привыкают к ним.    Ежедневно на этой дороге, по данным официальной статистики гибнет в дорожно-транспортных происшествиях 3-4 человека, десятки получают различной степени тяжести травмы и увечья.   
 
И если случись что с машиной, на которой едешь ты сам, где-нибудь за перевалом Тео-Ашуу или Ала-Белем, особенно в ночное время, то в трудную для тебя минуту очень нелегко и непросто бывает дождаться человеческого внимания и помощи. Чем тяжелее травмированы пассажиры и водители незадачливого автомобиля, тем труднее бывает дождаться помощи. Если у тебя просто заглохла машина или кончился бензин, то ты еще можешь рассчитывать на снисхождение и помощь других водителей за двойную плату, но с людьми, терпящими бедствие, не желает связываться никто. Вероятно, все думают или обманывают себя тем, что на этот случай предусмотрены какие-то спасательные службы, скорая помощь, которые и должны заниматься спасением людей терпящих аварии.
 
Однако, в том-то и дело, что на большей части трассы Бишкек-Ош подобных спасательных бригад нет, как нет и сотрудников ГАИ. Эта сложнейшая и главнейшая трасса Кыргызстана фукционирует по принципу “спасение утопающих – дело рук самих утопающих”.
 
Мой двоюродный брат и друг детства также год тому назад попал в жуткую автомобильную аварию. Ему еще повезло, что авария произошла хоть и в ночное время, но примерно в 30 километрах от города Токтогула. Тем не менее, ему - с двойным переломом ног, сотрясением головного мозга   и смещением позвоночника, - как и его жене с не менее сложными травмами, пришлось ждать более двух часов, пока из Токтогула не подоспела скорая помощь, специально вызванная по телефону близким другом, занимающим ответственный пост в этом городе.
 
Это хорошо, что у него оказался такой друг, который помог ему в трудную минуту, а что произошло бы с тем, кто не имеет таких друзей? Страшно даже подумать!
 
- Между тем, решение данной проблемы есть, и оно очевидно, - говорит директор НИИ кардиохирургии и трансплантации органов Калдарбек Абдраманов, - Для этого следует существенно укрепить кадровый и технический потенциал   службы скорой помощи в городах, расположенных вдоль этой трассы - Кара-Балты, Токтогула, Каракуля и Таш-Комура. Чтобы скорая помощь в этих городах имела возможность для экстренного выезда за пределы этих городов – к примеру, на 50 километров за городскую черту в обеих направлениях.
 
А что касается самого сложного и самого опасного и малолюдного участка горной трассы, который начинается с подхода на перевал Тео-Ашуу и кончается в ущелье Чичкан – это примерно 200 километров горной дороги, - то здесь следует установить пункты первичной медицинской помощи, скажем, через каждые 100 или даже еще лучше через каждые 50 километров, оснащенные быстроходной техникой, современными средствами связи и специалистами, которые могут оказать эту экстренную помощь. По обеим сторонам Тео-Ашуу есть подходящие для этого помещения и площадки, точно также на Суусамырской долине, легко можно установить подобные пункты и станции.
 
На это не потребуется даже значительных материальных затрат - зато эффект от этого нововведения будет огромным. Ехать по этой трассе станет намного безопаснее и показатели смертности и дорожного травматизма существенно снизятся.
 
Помимо дорожно-транспортных происшествий, почти каждый третий, кто едет по этой длинной и долгой дороге, особенно люди пожилого возраста и дети, оказываются нуждающимися в медицинской помощи. У кого-то разболится голова, повысится давление, кого–то сильно укачает, могут возникнуть и проблемы с дыханием. Так вот наличие медицинских пунктов и дорожных аптек, поможет не только существенно облегчить состояние таких пассажиров, но и сделают эти услуги хозрасчетными и выгодными для тех, кто их оказывает. На здоровье ведь никто не станет экономить, особенно когда клюнет жареный петух, будут рады заплатить вдвойне и даже втройне за самые простые и элементарные медуслуги и медпрепараты, которые облегчили бы дорожные тяготы и риски.
 
Так что при грамотной и правильно поставленной службе эти пункты и аптеки будут процветать, поскольку каждый день по этой трассе проезжает в обеих направлениях около 10 тысяч пассажиров и плотность движения транспорта почти такая же, как и на улицах больших городов. 
 
Отсутствие этих самых элементарных медуслуг на большей части трассы Бишкек-Ош, делает это путешествие излишне рискованным и опасным. Любой путник может серьезно пострадать или даже оказаться под угрозой потери жизни из-за пореза вены, артерии, сотрясения, ушибов или даже кратковременного повышения артериального давления. Как хирургу мне хорошо известно, что в состоянии шока люди становятся беспомощными, но беспомощными становятся и большинство людей, которые становятся свидетелями этих событий. Тогда как для подготовленного специалиста, оказать квалифицированную и быструю помощь на месте не составляет труда.  
 
Последовательное и непрерывное решение всех этих проблем, обустройство и развитие современной дорожной инфраструктуры вдоль трассы Бишкек-Ош, думается, будет способствовать также и улучшению морально-психологического климата на нашей главной дороге. Проявление реальной государственной заботы о тех, кто едет по этой трассе, будет способствовать тому, что и сами люди, которые путешествует по этой трассе, внимательнее и заботливее начнут относиться друг к другу.
 
Одним словом, надо сделать скорее так, чтобы трасса Бишкек – Ош, эта главная и, по сути, единственная транспортная артерия страны, связующая ее две половины в единое целое, стала символом дороги, ведущей страну и ее граждан в светлое будущее. А не выглядело, как кладбище покореженных и изуродованных автомобилей и разбитых человеческих судеб.
 
Адилет Омуркулов, газета “Diesel» от 6 июля 2011 года