Печать
Аналитика
Просмотров: 1806
«Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть»... Честное слово, иногда кажется, что программы развития пишут для народа, а государство на самом деле руководствуется баснями Крылова. Не потому ли уже третий десяток лет исполнительная власть Кыргызстана напоминает героев того самого «Квартета»?
 
«Как музыке идти, Ведь вы не так сидите»
    
Шесть новых редакций Конституции и бесчисленное количество изменений и дополнений, даже мораторий уже трещат от неуемного желания слишком многих покопаться в Основном законе. 26 премьер–министров, еще больше кабинетов правительства... Пять созывов парламента, и каждый раз с новой структурой... Странно, английский парламент, созданный почти 750 лет назад, прекрасно работает столько столетий практически в первозданном виде. Еще были государственные перевороты, смена форм правления и референдумы. Другой стране этого бы на века хватило, мы же уместили все в пару десятков лет.
    
Не забираясь в дебри акаевской или бакиевской республик, взять тот же парламентский этап нашей истории. 2010 год: открытие для всего мира — в стране легально работают сразу два правительства. Тогда вообще был разгул фантазий: из Министерства образования, науки и культуры породили сразу два министерских кресла, так же, как и из Министерства экономики и финансов. Из Министерства сельского и водного хозяйства вывели целый госкомитет. И наоборот, сразу четыре госкомитета резко выросли в цене до министерств. Тогда же появилась притча во языцех — Министерство молодежи. Борцы с бюрократией прошлой власти породили своего бюрократического монстра, формируя все новые портфели.
    
В 2011 году были упразднены четыре министерства и три ведомства. Министерство экономического регулирования стало заниматься экономикой и антимонопольной политикой. МИД передали мигрантов, Министерству молодежи — труд. Чем–то ведь надо занимать молодежь, коли образование у другого ведомства. Правда, воз и ныне только свадебный...
    
В 2013 году у Министерства экономики вновь забирают антимонопольную политику в лице департамента по развитию конкуренции. Министерству юстиции поручают безопасность объектов госохраны...
   
Меньше года назад нынешний глава правительства также пришел на премьерство с новой структурой и функциями госорганов. За время работы в правительстве сменились семеро из 16 министров. Так что у медали этой власти есть две стороны — обновляемость и нестабильность.
    
Новый год начался с проекта новой структуры правительства, предложенного “Ар–Намысом”. Премьер–министр ответил на это, что хоть внутри правительства ведется работа по улучшению действующей структуры, “предложения своевременны... и мы готовы обсуждать их”. При этом три года зачем–то работает комиссия по оптимизации государственного управления. Да и многочисленные международные гранты третий десяток лет даются на повышение потенциала государственных служащих и улучшение работы госорганов.
    
А еще на фоне ежегодных преобразований складывается четкое впечатление, что наши органы власти подцепили молодежную болезнь к красивому переименовыванию. В данном случае — профессий (хотя на улицы, горы, стадионы и т.д. это также перешло). Все хотят называться иначе: вместо парикмахера — брейдер, вместо управляющего — менеджер, а еще есть криэйторы, коучеры, вальвеологи. Комьюнити–менеджеры ведут дискуссии на форумах, а лайф–коучи дают профессиональные советы на все случаи жизни, причем и первое, и второе — за деньги. Кстати, вам последние две профессии никого не напоминают? Например, 120 человек из... Но для того чтобы быть байером (продавцом в дорогом бутике), нужно улыбаться населению во все тридцать три зуба, а не предоставлять услуги в духе советских продавщиц: “Вас много, а я одна!”.
    
Потому, видно, вновь Кыргызстану предлагают “улучшение модели госуправления и управления госактивами”. И здесь глаз сам цепляется за “активы”. Еще бы. Предложение создать корпорации, в которых 49 процентов перейдут в частные руки, не может не вызвать паники в стране, где сквозь гору запретов умеют дотянуться до “народных богатств”. Рожденный ползать везде пролезет.
 
«Мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем»
    
Теперь хотят организовать целых 19 госкорпораций! Специально посмотрел в словаре, чем дышит “корпорация”. Вдруг как с профессиями получится. Итак, корпорация — это объединение с экономическими целями, обладающее четырьмя признаками: является юридическим лицом, имеет ограниченную ответственность, свободно продает акции и имеет централизованное правление в лице совета директоров. Представляете, утреннюю сводку: акции Министерства финансов поползли вверх после получения очередного кредита, а вот акции МИД упали после того, как прокатили США с кандидатурой посла?
    
Конечно, сегодня во главе многих развитых государств в той или иной мере стоят корпорации. Свободные организации, в которые равноправные деятели могут входить и выходить по собственному желанию. Сами выбирают внутренние органы и цель развития. В теории корпорация — идеал формальной демократии, поскольку строится снизу — низы определяют, какой результат развития хотят получить. Мы же привыкли к тому, что государство представлено учреждением, от которого получают определенные услуги по принципу опеки, но не могут напрямую влиять на содержание данного учреждения. То есть, с одной стороны, существует угроза государству в лице корпорации, которая низводит его власть до анархии, с другой стороны — общество, которое собой не распоряжается и принимает то, что дают сверху — цена на коммунальные услуги, качество образования или социальных услуг.
    
К примеру, Кыргызская ассоциация содействия ООН в прошлом году предложила министру социального развития Базарбаеву запустить социальное такси, которое будет оказывать бесплатные услуги людям с ограниченными возможностями здоровья и пенсионерам. Но идея не вписалась в рамки существующих возможностей государства, хотя, возможно, в корпоративном свободомыслии нашла свое место.
    
Сторонники демократии сейчас, безусловно, увидят в случае государства–учреждения пример советского управления. Но любой, кто выезжал за границу — в Штаты или Западную Европу, — может подтвердить: обыватель, не то, что у нас, не является активным участником политической жизни. Часто население толком не знает даже имен министров. Ведь если система работает, нет нужды задумываться о тех, кто за ней стоит. Люди получают социальные услуги, а за стандартами присматривает гражданское общество.
    
На сегодняшний день в мире только самые развитые страны могут себе позволить государство–корпорацию. Потому в мире политической науки анархизм и корпоративность отделяет тонкая грань, за которой маячит угроза разрушения государственности. Потому что если нет развитого правосознания, когда человек готов пожертвовать какими–то своими интересами для общего блага, мы получим так называемое кулачное право: “Моя корпорация важнее страны и народа!”. В принципе подобное можно видеть на рынке Кыргызстана, когда монополисты устанавливают цены не оглядываясь на рост доходов населения.
 
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
    
Еще Папа Римский Иннокентий IV в далеком XIII веке корпорации даже от церкви не стал отлучать, так как они не имеют ни души, ни совести, ни воли. Это уже спустя много веков Советский Союз вывел, что цель госорганизаций — достижение общественно полезных целей и решение социально–экономических задач государства и общества. Но теория социальной реальности на то и теория, поскольку в нашей реальности все еще весьма мало социального и в первую очередь социальной справедливости.
   
Вот и новый проект партии “Ар–Намыс” радует не столько актуальностью, сколько “честностью”. Раз нет этого в стране, то и министерства нужно упразднить. А потом честно легализовать давно известный факт — государственные органы стали вотчинами чиновников, теперь они смогут официально приобрести 49 процентов акций государственного управления.
   
Спасибо разработчикам проекта, теперь все знают, чего в Кыргызстане нет. Правда, народ до этого давно докумекал, но озарение сверху, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Получается, нам нет нужды оставлять под непосредственным государственным управлением сельское хозяйство, энергетику, промышленность, культуру, информацию, туризм, социальное развитие, труд, миграцию и молодежь.
    
И верно, труд давно попал в категорию экспорта, о культуре вспоминают только в связи с юбилеями, а улучшение жизни стариков или сирот никак из планов не переберется в реальную жизнь. Вместо экономики будет торговля, на что и живет все годы независимости Кыргызстан.
    
То же самое с сельским хозяйством. Спустя 20 лет независимости мы даже фруктами себя обеспечить не в состоянии, промышленность давно приказала долго жить. Кстати, еще осталась в памяти история государственного микрокредитного агентства “Ала–Тоо Финанс”, оставившего на бобах фермеров и потратившего на себя, любимого, 200 млн. сомов вместо борьбы с бедностью. Теперь же нам предлагают сразу две корпорации — сельхозпродукции и просто сельскохозяйственную. Так же, читая “корпорация по обслуживанию водопроводных сетей”, вспоминаем почему–то проект “Таза суу”, начатый лет пятнадцать назад и закончившийся тремя десятками уголовных дел на 50 миллионов сомов. И так по всем направлениям.
    
Конечно, новое задумывается всегда лучше старого, и красивые названия должны вселять уверенность в то, что страна начнет ускоренное развитие при новой структуре. Причем не важно, что развитие зависит от смены мышления руководителей, а не вывесок.
 
* * *
Но главный вопрос “Зачем?” все–таки остается на повестке дня. В чем смысл создавать корпорации, внедрять новую структуру управления, ожидать вследствие этого смену правительства, которому итак работать чуть больше полугода? Ведь новые руководители, да еще с новыми структурами и функциями, однозначно не смогут гарантировать развитие — им бы в своем ведомстве с новшествами разобраться да акциями заняться. При условии политического шторма, который всегда сопровождает нашу страну в предвыборный период, лишиться еще и исполнительной власти? И что получим в итоге? Ступор, естественным образом связанный с реструктуризацией, привыканием к новым функциям и новому начальству, перекраиванием планов и кадров? Бюджетные затраты и сокращения чиновников?
    
Помнится, когда–то уже предлагал вводить меру ответственности для планописцев и стратегопридумщиков. А еще к каждому изменению приложить ожидаемый результат. Не общую сэкономленную сумму, а конкретно процент эффективности от трансформации каждого ведомства и введения новых функций. К ним — ответственное лицо, время на достижение результата и меру наказания за недоработки. Но это, конечно, не корпоративно.
 
Потому и читаем не об итогах развития, а все те же басни:
“Кто за ремесло чужое браться любит, 
Тот завсегда других упрямей и вздорней... 
Он лучше дело все погубит”.
 
Эднан КАРАБАЕВ, экс–министр иностранных дел
Источник - "Вечерний Бишкек"