Печать
Аналитика
Просмотров: 2216
Политистеблишмент Кыргызстана на днях забился в истерике после того, как услышал, что президент Алмазбек Атамбаев не желает видеть в новом созыве ЖК более трех–четырех партий. 
 
У нас ведь как? Все решения по–прежнему принимает один человек, а остальные ему только поддакивают. Так что рассуждения главы государства о том, сколько партий должно находиться в ЖК, многие экс–депутаты, пытающиеся снова попасть в ЖК, восприняли как сигнал к действию. Или скорее к бездействию. Мол, чего рыпаться, если все уже предначертано “седьмым этажом” “Белого дома”?
 
Четыре лучше, чем шесть
    
Заявление Атамбаева на заседании Национального совета по устойчивому развитию насчет того, какое количество партий может идеально сработаться в ЖК, действительно повергло всех в шок. Некоторые экс–депутаты, которым нет шестидесяти, все еще лелеют надежду на то, что снова вернутся в парламент. Дети подросли, с внуками особо возиться не хочется, бизнес поставлен, бразды правления переданы подросшим и возмужавшим отпрыскам, элитные дома себе построили, хорошими машинами обзавелись. Хочется какого–то экшна, который они в какой–то мере получат в стенах ЖК.
    
Большинство экс–депутатов понимают, что прежнего авторитета у них нет, народ практически позабыл их имена, на пятки наступают молодые, только что оперившиеся политики с неуемными амбициями и отмороженным мировоззрением. Тем не менее все эксы хотят снова вернуться в парламент, будто там медом намазано. И руководит ими не забота о простом люде, а мнение, что они — уважаемые аксакалы, которые должны вершить судьбу страны. Наивно, конечно, но именно так думают наши поседевшие политики.
    
Пробиться в будущий ЖК партиям будем непросто. Еще до этого судьбоносного заседания Нацсовета по устойчивому развитию с откровениями Атамбаева в парламенте ходили слухи, что в следующем созыве ЖК партия СДПК будет представлена более чем сорока депутатами. В нынешний состав парламента социал–демократы представлены двадцатью шестью мандатами. Задействовать административный ресурс на прошлых парламентских выборах у Атамбаева не получилось.
    
На тот момент за мандаты боролись и другие члены временного правительства: атамекеновец Омурбек Текебаев, акшумкаровец Темир Сариев. Последний, правда, на выборах пролетел, как фанера над Парижем. Однако это не стало помехой для его дальнейшего роста в кабмине. Сариев при Атамбаеве прочно занял министерскую позицию и на большее не претендует. А про его партию уже давно ничего не слышно, она существует только на бумаге.
    
В 2010 году никто из членов ВП не мог претендовать на использование пресловутого административного ресурса. К тому же на тот период юг страны после кровавых июньских событий был практически полностью подконтролен влиятельным политикам из партий “Ата–Журт” и “Республика”. Южане как–то быстро навели в своих округах собственные порядки, а члены ВП были там редкими гостями. Ездить на юг временщики, скажем прямо, опасались. Их власть признавалась больше в Бишкеке и Чуйской области, нежели в регионах.
    
Сейчас влиятельные южные политики покинули ряды партий “Республика” и “Ата–Журт”, создали собственные политические организации. А осиротевшие “Республика” и “Ата–Журт” слились воедино в надежде прийти в парламент единым фронтом. Что получится из этого — пока не знаем, но борьба за вожделенные мандаты в будущем году будет еще та.
 
Не дробитесь и не фрагментируйтесь
    
В нынешнем составе парламента худо–бедно законодательствует пять партий, три из них раздроблены. Фрагментированные депутатские группы, отпочковавшиеся в свое время от фракций, больше усугубляют политическое спокойствие, нежели содействуют этому.
    
Сейчас Атамбаев выступает за укрупнение партий. Он полагает, что парламент должен быть более или менее монолитным. В развитых странах с парламентской формой правления так оно и есть. Как правило, в парламент попадают две–три партии.
    
— Нынешний созыв парламента сменил уже четвертое правительство. Конечно, лучше было бы даже не четыре партии, а на три. Если будет 6–7 партий, мы страну потеряем, надо думать о государстве, — сказал Атамбаев, однако вряд ли он думает в первую очередь о стране, скорее всего, о себе, любимом.
    
Что примечательно, в ходе заседания лидер фракции “Ар–Намыс” Феликс Кулов предложил увеличить избирательный порог в ЖК до десяти процентов. При этом региональный порог предлагается оставить прежним — 0,7 процента от числа проголосовавших. Как ни странно, но Кулов един с президентом Атамбаевым во мнении, что в ЖК должно быть только четыре партии. Наверное, генералу виднее, почувствовал на своей шкуре все прелести партийного разнообразия. Или просто его попросили озвучить информацию в унисон с главой государства?
    
— Мы считаем, что в парламенте должно быть только четыре партии. Если же по итогам выборов в ЖК проходит меньше, то можно дать мандаты той партии, которая набрала региональный порог и наиболее близко подошла к республиканскому. Такая схема исключит раздробленность и фрагментарность политического пространства, партии станут объединяться, что позволит им влиять на положение в стране. Сегодня в Кыргызстане зарегистрирована 191 партия, но многие из них созданы искусственно и не могут представлять интересы общества, — отметил Кулов.
    
Глава коалиции “За демократию и гражданское общество” Динара Ошурахунова, услышав данное предложение, схватилась за голову. Здравомыслящая женщина заявила, что для молодых партий избирательный порог в десять процентов — большой искусственный барьер. По словам Ошурахуновой, инициатива Кулова приведет к тому, что большое число активных граждан окажется не у дел. Однако к мнению энпэошницы так никто и не прислушался.
    
Между тем правозащитница заявила, что сейчас стоит уделить внимание технической части будущих парламентских выборов 2015 года, а не политическим изменениям.
    
— Кто будет нести ответственность, если избирателя вдруг не включат в список? Как будут решаться избирательные споры? Парламент должен вносить изменения по техническим вопросам. Например, есть противоречия между законами “О персональных данных” и “О биометрике”. Мы должны их обсудить и внести изменения. Если мы будем вность еще и политические поправки, люди запутаются. Нужно с 1 января 2015 года начать обучение избирателей. Рассказать, как будет идти голосование, чтобы появились понимание и доверие к процедуре.
 
Торг во имя статуса
    
Укрупнение партий — это то, к чему мы придем в будущем, потому как и предпосылки для этого уже создаются на высшем уровне. Ведь не зря же Кулов озвучил информацию о том, что избирательный порог нужно увеличить до десяти процентов. Нынешним партийным бонзам придется наступить себе на горло и объединиться с другими политическими организациями, так как иначе они не смогут преодолеть этот самый порог. Поэтому сейчас вся страна наблюдает за тем, как объединяются политики разных мастей, при этом сватовство идет по принципу “мы — северные, а вы — южные”. Торг между политиками идет нешуточный, многие ставят на кон свое будущее и большие деньги. Для большинства политиков это единственный шанс попасть в последний вагон уходящего поезда.
    
В свете последних заявлений Атамбаева, что в будущем созыве ЖК в идеале должно быть три–четыре партии, даже большие вложения в парламентскую гонку не помогут многим политическим ячейкам без авторитета в округах пройти десятипроцентный барьер. Поэтому им придется объединяться, менять концепцию и программу своих партий. Однако желание во что бы то ни стало попасть в ЖК — это одно, а понимать соратников, быть единомышленниками, тщательно продумывать каждое заявление — совсем другое. Ко второму, надо сказать, многие партийные бонзы не готовы морально.
    
Партийные лидеры боятся себе признаться, что они не готовы жертвовать своими принципами, отдать должное кому–то из соратников. Тому наглядный пример недавнее пропиаренное во всех СМИ слияние в политическом экстазе двух оппозиционных партий “Республика” и “Ата–Журт”, которые только в тандеме могут попасть в новый состав ЖК.
    
В случае с Омурбеком Бабановым и Камчыбеком Ташиевым видно, что они готовы на все только ради достижения единственной цели — снова на белом коне подняться на политолимп. Причем оба прекрасно понимают, что кинут друг дуга после того, как добьются своей цели. Это понимают и все остальные, кто наблюдает за этими тело-движениями двух разношерстных политиков.
    
Но и объединение партий — это не основное, что может как–то повлиять на партийное строительство. Здесь важен не принцип укрупнения политических организаций, а сами политические фигуры. А те, кто сейчас находится на политолимпе, не внушают доверия.
 
О времена, о лица!
    
К сожалению, нынешний созыв парламента разительно отличается от второго, третьего созывов, но чем–то похож на четвертый, акжоловский созыв ЖК. С той лишь разницей, что вместо “Ак–Жола” балом пытаются править социал–демократы.
    
Примечательно, но нынешний созыв начал с тех же ошибок, что и акжоловский состав. Там тоже изначально был спикер с неуемными амбициями — Адахан Мадумаров, который изначально пытался единолично узурпировать власть в ЖК. Но из–за личных неприязненных отношений с главой администрации президента Медетом Садыркуловым и скандала с ореховым капом Мадумарову пришлось уйти из ЖК.
    
В нынешнем созыве изначально спикерствовал атажуртовец Ахматбек Келдибеков, однако потом его очень грамотно убрали с высокой должности. Тому было много причин, да и представлял он совсем другую, непрезидентскую фракцию. Теперь спикерствует послушный эсдек Асылбек Жээнбеков, особо не влияющий на положение дел в ЖК и не умеющий влиять на большую политику.
    
Отметим, что во фракции СДПК до сих пор нет ни одного авторитетного политика, способного вести собственную игру. Лидер фракции эсдеков Чыныбай Турсунбеков, вопреки ожиданиям, не делает погоды во фракции. Успешный бизнесмен, грамотный менеджер, он тем не менее так и не научился лавировать и отстаивать интересы фракции. Турсунбекову пока везет, во фракции нет амбициозных людей, большинство из них по–прежнему плывут по течению, особо не напрягаясь, наслаждаются жизнью. Большинство из них уверены, что и через год придут в новый состав ЖК. Хотя зря они так надеются на это. Атамбаев уже как–то заявлял, что в политике нужна молодая, играющая кровь, нужны молодые амбициозные политики. Поэтому вряд ли такие аксакалы, как Эркин Сакебаев, Мамытбай Салымбеков, Мамат Орозбаев, Турсунтай Салимов, попадут в новый созыв ЖК. Да что им там делать, если даже сейчас актуальных проблем не поднимают? Лишь изредка делают какие–то неопределенные заявления по каким–то не особо важным вопросам.
    
К сожалению, бойцов во фракции СДПК нет. Турсунбеков сам не стал лидером в том смысле, каким он должен был быть, да и воспитать хороших политиков не сумел. Все–таки быть хорошим предпринимателем — это одно, а быть политиком — другое. И не всем дано разбираться в политике, быть там востребованным.
    
Практика отечественного парламентаризма показывает: как только политик уходит на год–два в небытие, не представлен в ЖК или правительстве, не выступает в СМИ по актуальным вопросам, так сразу же и перестает быть востребованным в обществе. Да и журналисты перестают обращаться к нему, поскольку его мнение перестает быть интересным для них. Вот и приходится политикам стараться не пропадать из поля зрения общественности, ходить на все мероприятия, иногда скандалить с кем–то только ради того, чтобы пресса о них не забывала.
    
Среди молодой когорты можно выделить все тех же Камчыбека Ташиева и Омурбека Бабанова. Другие пока не подросли или так и не сумели заявить о себе на политической арене. Также не проявили себя в этом созыве женщины–депутаты. Такое ощущение, что дамочки решили просто отсидеть свой срок до конца, ни во что не вмешиваясь, ни в чем особо не разбираясь. Просто оправдывают свое местонахождение в ЖК по гендерной квоте, и не более.
    
А потом возникают какие–то вопли насчет того, что политикам–женщинам не дают развиваться, их гнобят сильные мужчины, не поддерживают их начинания. На самом деле нынешние депутаты очень пассивны, не принимают активного участия в жизни государства. Максимум, чего можно от них ожидать, — это озвучивания проблем собственного электората в парламенте, где школа прохудилась, где нет электричества и питьевой воды. Поднять актуальные злободневные вопросы никто из них по–прежнему не может. Или просто не хотят? Потому–то у нас и наблюдается кризис кадровой политики, когда вроде бы и должность хорошая есть, а назначить на нее некого.
 
Эльвира ТЕМИР
Источник - Вечерний Бишкек