Печать
Аналитика
Просмотров: 1903
30 сентября в Бишкеке прошло заседание Совета по судебной реформе, созданного по инициативе главы государства Алмазбека Атамбаева в рамках амбициозной кампании по реформированию судебной системы. Эксперты представили результат кропотливой двухлетней работы – новые редакции ряда кодексов и законов.
 
«Отсутствие эффективной работы судейского корпуса является одной из коренных проблем Кыргызстана. Многие болезни страны связаны со слабостью судебной системы, ведь выходящие на акции протеста и митинги люди не добиваясь справедливости в судах, пытаются привлечь к себе внимание такими акциями. Если бы судебная система работала четко и независимо, таких проблем с населением не было бы. Суды же только провоцировали недовольство и протесты населения», – прокомментировал независимый обозреватель Игорь Шестаков.
 
По этой и многим другим причинам в 2011 году экс-президент Роза Отунбаева инициировала кампанию по судебной реформе, заключавшуюся в начале отбора новых служителей Фемиды. Однако многостороннего и масштабного уровня этот процесс достиг при действующем главе государства Алмазбеке Атамбаеве.
 
При нем реформирование судебной системы пошло не только по пути избрания судей, но также многим дополнительным аспектам. Начали подниматься вопросы финансового обеспечения судей, улучшения залов заседаний и самих судов, обращено внимание на необходимость устранения противоречий в законодательстве. Последний пункт стал особенно актуальным, поскольку действующие профильные нормативно-правовые акты (НПА) стали громоздкими, неудобными и противоречащими многим законам, иногда даже Конституции. В таких условиях речи о неизменно объективном судействе, даже при желании судей, быть не могло.
 
Поэтому в феврале 2013 года при Совете по судебной реформе были созданы семь рабочих групп с участием лучших экспертов и специалистов по разным сферам права. Задачей групп стало изучение проблемных точек законодательства, его оптимизация, разработка новых НПА.
 
Специалисты работали с Уголовным, Уголовно-процессуальным, Уголовно-исполнительным, Гражданско-процессуальным кодексами, разработали новые законопроекты «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» и «О гарантированной государственной юридической помощи», написали первый в истории Кыргызстана Кодекс о проступках.
 
Опираясь на международный опыт и сопоставив его с местными реалиями, рабочие группы разработали новые редакции вышеупомянутых кодексов и проектов законов. Эти документы были представлены накануне, 30 сентября, на заседании Совета для предварительного ознакомления и подведения промежуточных итогов деятельности рабочих групп.
 
«Мы собрались, чтобы подытожить нашу работу за 2012-2014 годы. Совет по судебной реформе при президенте при содействии экспертных рабочих групп сделал колоссальную работу по написанию новых проектов Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального кодекса, Гражданско-процессуального кодекса и других нормативно-правовых актов. В законопроектах учтен каждый шаг участников судебного процесса: судьи, прокурора, следователя», – отметил на заседании руководитель аппарата Президента Данияр Нарымбаев.
 
На заседании руководители рабочих групп представили новые редакции кодексов и законопроектов, которые активно комментировались участниками дискуссии. Главными чертами новых документов стали исключение противоречий и устаревших норм, неактуальные и нереализумые понятия, произведена оптимизация и гуманизация законодательства.
 
Ключевые изменения в законодательстве:
 
Создание института пробации – нового вида условного осуждения, при котором осужденный передается под надзор соответствующих органов. Это позволит должным образом надзирать и контролировать условно осужденных;
 
Возможность заключения соглашений между сторонами следствия о сотрудничестве; о признании вины; о примирении сторон;
 
Упрощение порядка судебного следствия за счет конкретизации следственных и судебных процедур;
 
Закрепление прав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, расширение возможностей для их защиты, наделение адвокатов большими правами;
 
Гуманизация законодательства – декриминализация и смена вида наказания за ряд уголовных составов, выделенных в отдельный Кодекс о проступках. Последний вводит наказание за уголовно-правовые деяния, не представляющие значимой общественной угрозы;
 
Снижение сроков заключения;
 
Закрепление независимости, но вместе с тем ответственности судей, выработка работающих механизмов исполнения судебных решений;
 
Исключение амнистии из Уголовного кодекса для обеспечения неотвратимости наказания за преступления. Амнистия будет проводиться по особым случаям путем принятия отдельного законопроекта.
 
После ознакомления с докладами стало ясно, что близок значительный прорыв в законодательстве, регулирующем уголовно-правовые отношения и работу судебной системы. Однако принятие и реализация этих документов потребует времени, поэтому работа над законодательством будет продолжаться до 2017 года, когда реформирование судебной системы должно завершиться.
 
Обозреватель И.Шестаков отметил важную роль судебной реформы, которая должна иметь своей главной целью установление в Кыргызстане верховенства закона. Это позволит повысить уровень доверия граждан к судьям и государству, в целом.
 
«Судебная власть – это высшая ветвь власти в нашей стране, потому что ничего не должно быть выше закона. Без верховенства закона в Кыргызстане невозможно провести какой-либо другой реформы, невозможно победить коррупцию, которая является одной из главных угроз страны. Если мы не сможем построить правовое государство, это коснется многих сфер нашей жизни. Например, ни один инвестор не придет в страну с правовым бардаком, не смогут эффективно работать правоохранительные органы и другие госструктуры», – прокомментировал эксперт.
 
И.Шестаков подчеркнул, что одним из аспектов судебной реформы должно быть строительство независимой судебной власти. Для этого нужно не только улучшать законодательство и повышать статус судей, но создавать благоприятные условия для их работы.
 
«Надо начинать с того, что должно исчезнуть телефонное право, когда судьям говорят, какие решения принимать. Суды не должны подчиняться никому и быть независимыми от любых сил. Далее надо обеспечить достойной оплатой судей, чтобы они думали не о том, как прокормить семью, а как предотвратить нарушение закона. Пока мы не построим сильную судебную систему, люди не будут верить в справедливость решений государства», – отметил он.
 
Эксперт добавил, что вся общественность Кыргызстана заинтересована жить в правовом государстве, поэтому должна отслеживать ход судебной реформы, помогать в ее реализации, поддерживать усилия президента Алмазбека Атамбаева в этом направлении. 
 
ИАЦ "Кабар"