Нынешний политический сезон действительно начался со скандала. И основанием для очередного витка разборок стали критические слова президента Алмазбека Атамбаева во время его эмоционального выступления на праздновании Дня независимости 31 августа в адрес парламента и правительства.
 
Улавливать интонации, читать между строк
    
Среди депутатов нынешнего созыва есть люди советской закалки, аппаратчики до мозга костей, вышколенные старой системой партстроительства. Они сразу подмечают, что к чему, читают между строк, быстро улавливают течение мысли говорящего, потом долго анализируют и делают себе пометки. К таким мэтрам относится депутат ЖК Мыктыбек Абдылдаев. Он из тех, что семь раз отмерят — один раз отрежут.
    
И если общественность сделала акцент на том, что российский “Газпром” будет на север страны поставлять голубое топливо по сниженной цене и оно подешевеет почти в полтора раза, а на юге планируют построить магистральный газопровод или даже собственный завод по производству газа из угля, то Абдылдаев подметил совсем другое.
    
А Атамбаев в своем выступлении действительно был эмоционален и даже немного резок. Озвучил замечания в адрес правительства и самого парламента, который и формирует кабмин.
    
Президент, напомним, заявил: “В стране уже становится в порядке вещей, когда интересы кучки людей или какого–то одного села ставятся выше интересов государства. И это при поддержке парламента и с молчаливого согласия правительства. Что же тогда будет в будущем с нашим государством? Или это и есть парламентская демократия? Это и есть парламентское правление? Пока это похоже скорее на коллективную безответственность! Куда мы тогда придем в итоге? Если благодаря парламентской системе все командуют, но никто не отвечает, если руководителями министерств и ведомств становятся люди, далекие от их проблем и задач, посторонние люди, если берут верх популизм и охлократия, то нужна ли нам такая система? Фактически идет полная дискредитация парламентской формы правления. И руководству парламента, лидерам фракций надо серьезно задуматься над этим”.
    
Пары резких замечаний президента Мыктыбеку Абдылдаеву было достаточно, чтобы обратиться к спикеру ЖК Асылбеку Жээнбекову с предложением озвучить отчет за прошедшие три года работы законодательного органа. И это делается не для того, чтобы стравить президента и спикера, а для разъяснения общественности, кто чем все это время занимался.
    
Сначала на заседании парламентского комитета по правам человека, конституционному законодательству и государственному устройству, а потом и на пленарном заседании ЖК оппозиционер Мыктыбек Абдылдаев заявил, что из критики президента Алмазбека Атамбаева нужно сделать соответствующие выводы. Он также предложил пригласить премьер–министра Джоомарта Оторбаева на заседание парламента для “промежуточного отчета” и выслушать доклад спикера Асылбека Жээнбекова о работе, проделанной ЖК.
    
— Тридцать первого августа из уст президента прозвучало много критики в адрес не только правительства, но и парламента. В связи с этим было бы правильнее и целесообразнее на сентябрь запланировать выступление торага Жээнбекова. Было бы неплохо, чтобы наш профильный комитет инициировал такие слушания. Нам надо заслушать, чего мы достигли за это время, какие новые методики внедрили, как развивать государство и экономику. Интересно узнать, какие меры принимаются для того, чтобы не дискредитировать парламентский корпус в глазах общества. Потому что понятие “дискредитация” — очень серьезное обвинение. Не стоит забывать, что в общественном сознании останется этот термин, означающий, что за четыре года парламент не смог показать себя в системе госуправления, — сказал Абдылдаев.
    
Он также предложил рекомендовать премьер–министру до 15 сентября дать исчерпывающие ответы на вопросы, которые затрагивались президентом в его речи.
 
За дискредитацию ответят
    
— Правительство должно рассказать нам, что делается в рамках реализации НСУР до 2017 года, сделав акцент на 2013–й и 2014 годы. Это два ключевых момента, которые нужно предложить озвучить в палате. Премьер должен дать четкий ответ, как в правительство попали люди, абсолютно далекие от решения государственных задач и проблем, как в своем выступлении заявил президент, — сказал Абдылдаев.
    
Политик также признался, что хотел бы лично спросить Оторбаева, доволен ли он своей командой. Впрочем, такой вопрос Оторбаеву хотят задать и другие нардепы.
    
Члены комитета ЖК по правам человека, конституционному законодательству и государственному устройству поддержали Абдылдаева. Республиканец Абдыжапар Бекматов заявил, что в правительстве действительно работают много посторонних людей. Свое мнение выразил и социал–демократ Абдыманап Кутушев. Он считает, что глава государства не просто так выступил с резкой критикой в адрес исполнительной ветви власти.
    
— Из критики президента надо делать выводы. Насколько знаю, спикер давал свой отчет и мы по нему голосовали. Но мы должны знать, как будем работать дальше. Это касается и правительства. Премьер–министру было предоставлено право менять неэффективных руководителей, накладывать свое вето на кандидатуры, которые представляют фракции. Но он этим правом не воспользовался, — сказал Кутушев.
    
Отметим, что Абдылдаев был единственным, кто дал понять спикеру Жээнбекову, что парламентским корпусом на самом верху уже недовольны, а он, как председатель, должен биться за каждого из ста двадцати депутатов.
    
Спикер ЖК Жээнбеков, к которому лично на пленарном заседании обратился оппозиционер с предложением отчитаться перед палатой, пообещал до 1 октября представить отчет о четырехлетней работе законодательного органа.
    
— Если вы дадите время до 1 октября, мы подготовим отчет, — пообещал спикер.
    
У торага ЖК не было другого выхода. После заявления Абдылдаева о необходимости дать ответ обществу и президенту, доказать кыргызстанцам, что нынешний созыв никак не дискредитировал парламентскую форму правления, Жээнбекову ничего не оставалось делать, как заняться своим отчетом.
    
В преддверии новой выборной гонки доклад спикера заинтересует многих, особенно тех, кто спит и видит себя в будущем созыве ЖК и с завистью поглядывает на регалии нынешних законодателей.
 
Кому быть премьером
    
Как ни крути, а президент прав, когда критикует правительство и парламент вместе взятые. В том, что команда Оторбаева топчется на месте, не может реализовать какие–то определенные экономические проекты, виноват парламентский корпус. Ведь не случайно президент заявил, что в правительстве оказались посторонние люди, которых делегировала туда парламентская коалиция большинства.
    
Когда нынешняя коалиция большинства выбирала кандидатов на те или иные министерские посты согласно фракционным квотам, мало кто из депутатов задумывался об их профессиональных качествах. Некоторые фракции просто хотели пристроить на теплые места своих соратников, не думая о том, справятся те со своими новыми полномочиями или нет.
    
В итоге мы имеем непрофессиональный кабмин, в котором министры просто наслаждаются своим пребыванием на политическом олимпе.
    
Депутат Абдылдаев в своем спиче акцентировал внимание коллег на том, что не знает, как долго проработает оторбаевский кабмин. Обычно такие вещи вслух не говорят.
    
Но на политическом олимпе все понимают: Оторбаев долго на своем стуле не усидит. Соратника атамекеновцев могут скоро сместить с должности. Вместе со всей его командой. Потому что с начала работы нынешнего правительства ничего в стране не изменилось. Мы не видим, чтобы начало развиваться сельское хозяйство, не справляемся с маловодьем, кыргызстанцы беспокоятся о том, как они переживут зиму. Президент Атамбаев заявил, что нам нужно перетерпеть две зимы, пока республика не станет энергетически независимой от соседних стран.
    
По–прежнему хозяйственными вопросами Атамбаев занимается лично, потому что премьеры у него слабые. Как–то не везет ему с главами кабмина.
    
И снова будет развалена коалиция большинства, так как по–другому депутаты не смогут скинуть Оторбаева с премьерского кресла. Можно было бы выразить вотум недоверия кабмину, однако данный вариант неприемлем в нынешней ситуации, так как это можно сделать по итогам ежегодного отчета премьер–министра. Но для этого нужно ждать до конца года, а это очень долго. И чревато для нашей экономики, где счет идет на часы, а не на дни.
    
Правда, пока в верхах никак не определятся с новым претендентом на должность премьер–министра. Среди кандидатов на этот пост в последнее время все чаще называют первого вице–премьер–министра Тайырбека Сарпашева. Но и у этого политика много оппонентов, которые всеми способами будут противиться этому назначению.
    
Напомним, он был не единственным претендентом на пост первого вице–премьера. Во фракции СДПК долго спорили, кто может занять эту должность в правительстве Оторбаева. Претендентов было двое: Сарпашев и нынешний министр энергетики Осмонбек Артыкбаев. Выбрали Сарпашева, потом пожалели об этом. Но это уже другая история.
 
Эльвира ТЕМИР
Источник - Вечерний Бишкек