“На границе тучи ходят хмуро, край суровый тишиной объят”. Когда–то мы все пели эту песню с верой в неприступность наших рубежей. Сегодня же тучи на кыргызской границе не сходят с лиц самих кыргызстанцев и пограничников, постоянно подсчитывающих потери в своих рядах.

    

Да и тишины в приграничных районах давно не было. “Часовые Родины” еще в начале года “сошлись на кулачках” со своими таджикскими коллегами, из–за чего семеро оказались в больнице. И говорить о вине кого–либо из них не приходится: 30 процентов линии наших границ — зоны напряжения. Количество спорных участков нисколько не уменьшается, скорее наоборот, “ползучая миграция”, которую отрицают обе стороны, только набирает обороты. Кочевые кыргызы осваивают российские и казахские просторы, а оседлые таджики со стремительно растущим населением и меньшей территорией заглядываются на пустующие дома соседей.
   

Приграничье нашей республики становится суровым краем, где люди ради выживания готовы биться с соседями. И готовы биться с властью.
   

Кетменная или кетсинная демократия, кому как нравится, давно уже правит Кыргызстаном. На днях жители села Кок–Терек потребовали снятия с должности главы Баткенской области. Уже и кандидатуру на его место определили. 75–летнего Мамата Айбалаева — первого баткенского губернатора, который, по их словам, много сделал для становления области. 
   

Всем известно, что людям свойственно идеализировать прошлое, но не видеть будущего в настоящем. Кстати, примечательно, что ни разу не прозвучало призывов о помощи к депутатам. Потребовали по привычке президента, и то не сразу...
   

Безусловно, в данном случае нужно помнить, что самой области еще только 15 лет. И свое взросление самодержавием там только переживают. Еще формируются региональные политики, осознающие себя уже не районными, но областными начальниками. И решение конфликтных ситуаций происходит в этом же формате: от самодержавности и неумения стратегически договариваться до защиты личных интересов. Было бы наивно не говорить о количестве контрабандных троп, которым чужды демаркации, делимитации и прочие акции, затрагивающие интересы бизнеса. Сам недавно побывал на юге: таких особняков, как в дотационных областях, нет и в Бишкеке. Безусловно, все построены на честно заработанные!..
   

Но на конфликты можно закрывать глаза до поры до времени. С каждым годом противостояние только нарастает. Карты 1920–х годов, карты 1950–х годов... Начиная с 1980–х районы боевых действий расширяются. Если раньше временной промежуток между серьезными столкновениями был в несколько лет, к примеру с 1982–го (конфликт в Ворухе — Танги) до 1988–го (конфликт в Матче — Актатыре), то есть почти шесть лет, то сегодня этот отрезок сократился до месяца и даже недели, как показывают майские события.
   

Новейшее перебрасывание камнями только подтверждает тот факт, что граница требует не просто разговоров. Кстати, меня удивил тот факт, что почти нет реакции экспертов или аналитиков, даже СМИ просто констатировали факты. Проблема, ставшая обыденностью?
   

Да, спорных вопросов много, и плох тот хозяин, который отдает свою землю без боя. Тем более что в независимой истории как Кыргызстана, так и Таджикистана есть опыт передачи своих земель Китаю. Без боя... Ведь на бумаге гора или река не больше, чем точка с названием, а на месте — это дом и способ прокормить детей.
   

Опасно, что с каждым разом конфликты только набирают обороты. Сегодня говорим уже о толпе около полутора тысяч, сожженных АЗС и автомашинах, об около 30 человек, получивших травмы. Более семи миллионов сомов — причиненный ущерб нашей стране.
   

Причем это уже второй конфликт за неделю. В начале майских праздников соседи не поделили перегон скота и перекрыли дорогу, соединяющую эксклав Ворух с Таджикистаном. Кстати, в прошлом году примерно в этих же числах также вспыхнул конфликт между аксыйцами и жителями таджикского Чоруха. И также была перекрыта дорога.
   

Что стало основой на этот раз? Пасли скот на своей земле? Забросали машину камнями? Хулиганская выходка, как говорят в одних официальных сообщениях? Хулиганы всегда появляются при хулигангстерах...
   

Здесь, в Бишкеке, для тех, кто никогда не выезжал за пределы столицы, кажется несуразной эта битва за арыки. Но Аксыйская долина стратегически важна для нашей страны. Именно отсюда доставляется вода из Торт–Кульского водохранилища, обеспечивающего до 70 тысяч жителей таджикского Воруха. И через эту же долину Ляйлякский район и Сулюкта обеспечиваются электроэнергией. Перекрой дорогу Ош — Баткен — Исфана, и Ляйляк и Сулюкта могут стать как бы анклавами.
   

Но, как всегда, переговоры прошли оперативно, документы по форсированию форсирования подписаны. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. И произнести–то быстро слабо, а уж сделать...
 

* * *


А ведь от власти давно уже ждут четкую позицию по приграничным вопросам. Это наша земля, и точка. В таджикских СМИ даже появилась причина нерешенности приграничных вопросов: “Сегодняшний процесс показывает, что при частой и бессистемной смене руководителей в Кыргызстане происходит пересмотр ранее достигнутых договоренностей”. 
   

У нас же отмечают, что конфликты происходят всякий раз в преддверии переговоров по границам или в преддверии встреч президентов как элемент давления. Правда, в соседней стране захватывать в заложники власть не пытаются, даже слухов таких не распускают. Но, может, это не внешний заговор одной страны против другой, а элементарный способ заставить руководство обратить внимание на приграничье и однажды волевым решением разрубить “границын узел”. Тогда будет ответ на вопрос, как из анекдота: ругать власть может каждый, а похвалить?

 

Эднан КАРАБАЕВ,
экс–министр иностранных дел
Источник - Вечерний Бишкек