Согласно республиканскому календарю времен Великой французской революции, термидор — жаркий месяц и горячая пора социально–политических раздоров.  А у нас эта пора наступает с началом чуть ли не каждой весны. Отечественный термидор в недалеком прошлом дважды перерос в брюмер, то есть переворот, один раз, увы, оказался трагически кровавым. В этом году восемнадцатый день то ли термидора, то ли брюмера в Бишкеке (18 марта по–нашему) был отмечен парламентским мятежом: фракция социалистов объявила о выходе из состава правящей коалиции и тем самым автоматически отправила правительство в отставку. Это было сделано в лучших традициях классических заговоров — атамекеновцы готовились тайно и тщательно и о своем решении объявили внезапно, когда депутаты разъехались по округам.
 
Cиндром борцуна
    
Надо признать, что социалисты накопили определенный опыт по свержению своих оппонентов с высоких кресел. Только в этом созыве парламента у них на счету уже три большие поверженные персоны — один спикер, два премьер–министра, не считая мелких фигур. Лидеры социалистов на этом деле, можно сказать, съели почти всех — коммунистических, акаевских, бакиевских и прочих.
    
Многие наши политики, участвуя в непрерывных политических противостояниях, превратились из борцов в борцунов. Для борцунов постоянная борьба с кем–то и с чем–то приобретает пожизненный смысл. Борцун находит проблему везде и во всем. Политики–борцуны прицеливаются обычно в конкретных оппонентов. Их лозунг: прогоним того–то, и тогда будет хорошо! Из всего состава отставного кабмина в качестве основной мишени был выбран один. Само правительство проработало неплохо, признали социалисты. Только премьер–министр “исчерпал морально–политический ресурс” и “подорвал доверие депутатов Жогорку Кенеша и народа Кыргызстана”. Это, дескать, особенно проявилось при обсуждении итогов деятельности Госдирекции по восстановлению юга после июньских событий 2010 года.
    
Сатыбалдиева, как известно, народ не выбирал, его избирали депутаты. Все они хорошо знали, что за ним тянется хвост, идущий от Госдирекции по восстановлению юга. Тем не менее в выдвижении его кандидатуры участвовали наряду с другими фракциями и атамекеновцы. Они тогда общественности представили его как верного сподвижника всех “господ” — начиная от патриарха Усубалиева и кончая нынешним президентом Атамбаевым. При такой характеристике Сатыбалдиев выглядел почти уникальным искусным госдеятелем, который может найти общий язык даже с чертом, при этом легко обведя его вокруг пальца.
    
То есть Сатыбалдиева наделили морально–политическим ресурсом сами депутаты, у которых, в том числе и у социалистов, этот ресурс давно в катастрофическом дефиците. И говорить о доверии народа здесь совершенно неуместно. Но политика без него никак не может существовать, она лишь лучший способ возбуждать народ таким образом, чтобы суметь его использовать. Такой период приближается.
 
Политическая сирота
    
Некоторые ярые оппоненты Омурбека Текебаева и его социалистической партии “Ата Мекен” возмущены тем, что социалисты нанесли удар по коалиции и президенту в самый неподходящий момент. Такой шаг они называют предательством. Но “предательство — это лишь вопрос даты, вовремя предать, — значит вовремя что–то предвидеть”, говорил один великий интриган. Нашей старейшей партии трудно отказать в политическом чутье. Но что она на этот раз предвидела и зачем ей понадобился этот термидор?
    
Пока есть лишь два очевидных ответа, остальные покажет время.
    
Первое — это то, что с подачи социалистов успешно продолжается традиция, когда бывшие президенты меняли премьер–министров как перчатки в стиле английских джентльменов XIX века, которым полагалось делать это шесть раз за день. Таким очередным предметом в руках политических кидальщиков из парламентской коалиции стал Сатыбалдиев. Да и у него самого не оказалось не то что амбиций “настоящего мужчины”, о чем он любил говорить, но и элементарного нюха на проблемы. Прямо перед носом затевались открытые интриги, собирались подписи за его смещение, а он заявлял, что и в мыслях не держит уйти в отставку. На что, точнее, на кого надеялся? Ведь за ним никого не было — ни партии, ни фракции, ни клана. Он не пользовался большим авторитетом даже на своей малой родине, на юге. Он был, можно сказать, круглой политической сиротой. Был бы он не вялым, а немножко решительным, запросто мог бы опередить своих оппонентов. Но он в душе был рад и готов, наверное, к такому исходу, посчитав, что премьерства более года вполне достаточно для того, чтобы остаться в истории.
    
Если в этом Сатыбалдиев видел и понимал свою миссию, тогда он выполнил лишь личный план. Он обещал в течение одного месяца навести порядок в доверенном ему хозяйстве. В каком состоянии он его оставил, говорить не стоит. Возможно, у него были какие–то заметные успехи, но их скоро забудут, уже сегодня многие затрудняются перечислить его добрые дела.
    
А вот то, что именно Сатыбалдиев “завалил” довольно самостоятельного и слишком неудобного для центра бывшего ошского градоначальника Мелиса Мырзакматова, люди на юге, особенно в самом городе, наверняка запомнят надолго. Кроме этого, он ввел в политический оборот новый термин — “галдирбай” (от “галдир”, на южном и таласском диалекте “ненормальный”, “полупомешанный”).
    
Вторым ответом можно считать формирование новой коалиции. Лидер СДПК Чыныбай Турсунбеков почти с восхищением заявил, что первой из всех фракций четкую позицию по коалиции большинства высказала только “Ата Мекен”, сразу же озвучив свою кандидатуру на пост премьер–министра. После чего социал–демократы пригласили на свое заседание выдвиженца социалистов и, выслушав его, дали добро. Остальные же фракции не стали говорить ничего конкретного.
    
А вот предложение республиканцев отбирать главу правительства путем “мягкого рейтинга”, включив в список претендентов их лидера Омурбека Бабанова, главой социал–демократов было отклонено как “неприемлемое”.
 
Дружба хамелеонов
    
Согласно Основному закону, право выдвижения кандидата на пост премьер– министра отводится фракции, которая обладает более чем половиной депутатских мандатов, или же коалиции фракций. Конституция прямо предписывает, что фракция, получившая мандат из рук президента, должна формировать парламентское большинство и выдвигать кандидатуру на должность главы исполнительной власти.
    
Фракция “Ата Мекен” обладает пятнадцатью мандатами, и президент ей не вручил мандат. Почему тогда право выдвижения кандидата на пост премьер–министра передается ей и ее предложение принимаются безоговорочно? Может, кто–то негласно назначил “тендерную комиссию” в лице социалистов, а их лидера — ее председателем?
    
Доводы Турсунбекова, бессменного создателя коалиции, другие. По его словам, в последнее время социал–демократов часто стали обвинять в попытках узурпаторства. Поэтому они решили предоставить это право другим фракциям, чтобы лишний раз не оказаться под огнем общественной критики.
    
Такой аргумент на простом языке означает, что при формировании коалиции фракции от аукциона отныне переходят на кыргызский метод “эчки кезек” — “пасти коз по очереди”. И это им кажется более демократичным, дескать, поможет поднять имидж парламента.
    
На самом деле все эти термидоры внутри парламента, что бы там ни говорили депутаты, — явное проявление главного принципа политической интриги, который гласит, что “законы можно насиловать, поскольку они не кричат”. У нас их часто насилуют, иногда в совершенно извращенной форме. При этом у депутатов хватает наглости кричать, орать, апеллировать к народу, обвинять других в нарушении законов страны.
 
***
 
Только недавно президент Атамбаев еще раз напомнил, почему так важно блюсти Конституцию и вообще законы страны. Самыми страшными он называл тех политиков, которые готовы буквально на все.
    
Нам хочется добавить: страшно также и то, что у нас есть власть, которая сама принимает законы и сама же их нарушает. Такая власть тоже готова пойти на все ради своей выгоды, что мы наблюдаем уже много лет. Именно в этой ипостаси она выступала провокатором массовых недовольств, протестов и народных бунтов, поскольку таким поведением порождала в низах вполне логичный вопрос: почему верхам можно нарушать законы, а нам нельзя?
    
Президент прав и в том, что верховные власти обязаны подавать пример исполнения законов и Конституции независимо от того, хороши они или плохи. Только тогда у нас могут появиться честные, чистые, трендовые политики.
    
Пока же мы каждый раз в парламенте получаем коалиции, которые напоминают либо гильдию политических разгильдяев, либо дружбу политических хамелеонов, если выражаться словами виднейших представителей сатирической мысли.
 
Эсенбай НУРУШЕВ, публицист.
Источник - "Вечерний Бишкек"