Исламский мир во времена его расцвета представлял собой созвездие лучших умов мира. Ислам, несомненно, обогатил мировую науку, архитектуру и науку об управлении. Имена таких ученых, как аль–Хайсам, ибн Фирнас, аль–Бируни, ибн Сина, аль–Каши, Омар Хайям, Ахмад аль–Фергани, ибн Хальдун, высечены золотыми буквами в истории мировой науки. Открытия исламских ученых привели нас к видению мира таким, какой он есть сейчас: нахождение окружности Земли, оптика, десятичные дроби, изобретение компаса, пороха и первого летательного аппарата, решение кубических уравнений, фундаментальные открытия в алгебре, геометрии и астрологии, открытие клиодинамики — все это миру дали ученые–мусульмане во времена расцвета. Именно ислам дал миру первую научную революцию.
    
Как часто, взирая на чужие ошибки, нам кажется, что не совершим их в своей жизни. Сейчас же мы можем с грустью лицезреть “принцип качелей” ибн Хальдуна в мировой истории. Когда в средневековой Европе Папа Римский осуждал математику как козни дьявола, выходец из Центральной Азии ученый аль–Бируни теоретически доказал существование американского континента на базе своих открытий в минералогии. Теперь же европейские ученые изучают фундаментальные частицы Вселенной, в то время как исламские политики обсуждают запрет на вождение для женщин и степень влияния распутства общества на землетрясения. 
    
Что же случилось с миром ислама? Почему многие страны когда–то самого продвинутого региона планеты превратились в жалкое подобие своего великого прошлого? 
    
Греция ежегодно переводит на государственный язык больше книг, чем все мусульманские страны вместе взятые. Среди 200 лучших вузов мира только 2 исламских. За прошедшее столетие исламский мир дал миру лишь несколько лауреатов Нобелевской премии, несмотря на то, что доля мусульман в мировой популяции выросла с 10 до 22 процентов. Согласно данным Международного исламского университета в Малайзии, страны, входящие в организацию “Всемирный исламский конгресс”, имеют на 1000 человек населения всего 8,5 ученых, инженеров и техников, что в 5 раз меньше среднего значения по миру. Исламские страны в среднем тратят 0,3 процента валового национального продукта на научные исследования — в 8 раз меньше среднемирового значения.
    
Даже в экономически и научно продвинутой Турции, славящейся своими археологическими музеями, мне довелось услышать от одного исламского мыслителя целую тираду, обличающую археологию как постыдную и низкую науку, ссылаясь на высказывание Пророка: “Вскрывающие могилы войдут в рай последними”.
    
Во времена Пророка не было такой науки, как археология, и, подумав хорошенько, мы наверняка догадаемся, что Пророк имел в виду расхитителей гробниц и искателей наживы. А ведь дух археологии совсем другой: ее задача — ознакомить человека с его историей. Даже микробы, найденные на теле усопших во время раскопок, помогают понять, как эволюционируют вирусы и другие микроорганизмы — а это уже прямая связь с медициной.
    
На мой взгляд, именно неправильное понимание шариата в современном обществе стало препятствием для развития Pax Islamica. Консервация ислама и жестокое подавление всяких новшеств тянет культуру стран ислама далеко назад. Я, как и все мусульмане, верю в неизменность и святость Корана и признаю, что Священную книгу и сунну Пророка с периода зарождения религии и примерно до XVII века необходимо было трактовать буквально. Но пришло время ухватиться за дух слова, а не за его очертание.
    
Мусульмане всего мира должны переосмыслить шариат через призму просвещения и милосердия. Уверен, это может удивить некоторых моих единоверцев, но проблема в том, что с течением времени наше восприятие милосердия и просвещения тоже изменилось, оно уже не такое, каким было 14 веков назад. Мы должны постоянно оценивать и приспосабливать шариат к веяниям современного мира. Ислам указывает на следование адату (традиции) перед тем, как преподавать суть религии. Адат современного мира включает в себя уже технический прогресс и общественно–экономическое развитие.
    
Позвольте показать мне это на примере. Во времена жизни нашего Пророка Мухаммада наказанием за воровство было отсечение рук. В VII веке такое наказание было оправданным и осмысленным. Время было слишком жестоким для того, чтобы попытаться исправить человека, не нанося обид потерпевшим. Интересен тот факт, что до Пророка арабы считали позором рождение первого ребенка, если младенец не был мужского пола, и заживо закапывали новорожденного. Если же вспомнить самые кровавые на тот момент традиции кровной мести диких племен Аравии, можно понять действия Пророка как самые справедливые и милостивые для того темного времени.
    
Но прошло практически полторы тысячи лет с тех времен, и то, что тогда казалось милосердным и справедливым, таковым уже не является. Люди изменились. Их нравы и помыслы уже далеки от тех, что существовали когда–то. В Швеции, стране, в которой в 2013 году закрыли 4 тюрьмы из–за недостатка заключенных, не рубят рук преступникам, совершившим кражу. Главной целью пенитенциарных учреждений является исправление человеческой природы через осознание причин, побудивших преступника совершить злодеяние. С преступниками работают психологи и личностные тренеры, которые хотят научить людей, пребывающих в заключении, поиску нового смысла в жизни. Их не просто наказывают за преступление, их готовят к новой жизни. (Как ни прискорбно, но значительная часть людей, отбывающих там свой срок заключения, — выходцы из мусульманских стран.) Посланник Аллаха когда–то сказал, что самый великий джихад — это борьба со своим эгоизмом. Следовательно, помощь кому–то в борьбе с его эгоизмом (нафсом) является самой большой добродетелью. То есть шведская система обращения с преступниками на данный момент намного ближе к духу ислама и шариату, чем отсечение рук для воров, прописанное в законах шариатских стран.
    
Мои критики могут заметить, что отсечение рук все же является успешным методом установления порядка. Действительно, в определенных странах некоторые преступления невозможно оставить без жестокого наказания, не вызвав волны общественного возмущения. Но технический прогресс уже встал на пути этого рода наказания. В эпоху гуманизма и научного прогресса решать проблемы воспитания человека членовредительством не представляется разумным. Бионические протезы уже заменяют настоящие руки людям, потерявшим конечности. Экзоскелеты ставят на ноги людей, потерявших способность двигаться. В скором времени искусственную руку будет невозможно отличить от настоящей. Так в чем будет смысл наказания с отрубанием руки, если богатый вор сразу же поставит себе протез? И что будет делать бедняк с отрубленной рукой и отравленной душой?
    
Еще одно явление неправильного понимания ислама в современном обществе — многоженство. Я верю, что устремлением Пророка было равенство прав между мужчиной и женщиной настолько, насколько это позволяли реалии его времени и окружения. Во времена Золотого века женщины Аравийского полуострова имели больше прав и гарантий, чем женщины других частей света. У Пророка было много жен, но не все мусульмане знают, что вступал в брак с ними он только по необходимости и из сострадания — в случаях, когда пожилая женщина теряла мужа либо нужно было закрепить племенной союз. Дикое время требовало решительных мер, и Пророк поступал единственно верным путем во всех случаях. Духом его поступков было желание сберечь и защитить женщину от бесправия и насилия, которому подвергались беззащитные женщины. 
    
Сейчас же, в наш век культуры и просвещения, новоявленные “мусульмане” заводят себе младшеньких жен и смеют считать себя похожими на Пророка. Но Пророк не был многоженцем в их понимании. Хадиджа была первой и единственной женой Пророка до самой ее смерти, всех остальных жен Пророк брал уже после ее кончины. Как можно думать о многоженстве в современном мире, если права женщин защищены Основным законом всех стран мира? Необходимость в многоженстве отпала, но почему–то полку сластолюбцев, желающих насытить свое эго, все больше и больше.
    
Мусульмане должны знать, что само слово “шариат”, значит “правильный путь”. Я лишь хочу напомнить, что он должен проходить по пути любви и сострадания. Ислам исторически сложился как толерантная религия. Когда крестоносцы входили в Иерусалим, они повсюду сеяли кровь и хаос, когда османы завоевывали Иерусалим, не было пролито ни капли крови. Евреи Иберии(Испании) были защищены от нападок, в то время как в остальной Европе их сжигали на кострах. Ислам не дал миру ужасов колониализма и рабовладения. Согласно хадисам, наш Пророк позволял представителям других конфессий, христианам и евреям молиться в его мечети в Медине. Когда один из бедуинов справил нужду в мечети, Пророк вежливо объяснил глупцу ошибку и простил его. 
    
Ислам учит нас жить в мире с другими религиями, особенно с христианами и иудеями. Сама мысль, что наша религия лучше других, какой бы истинной она ни была, — проявление нашего нафса. Ныне же священные города Медина и Мекка закрыты для входа представителей других религиозных конфессий, даже для Людей Книги (название христиан и иудеев в исламе), а страны “победившего шариата” практикуют казнь за вероотступничество.
    
Пророк был человеком, преисполненным миролюбия и прощения. Начиная проповедь ислама, Пророк не раз был осмеян и подвергнут унижениям. Но даже после всего этого он находил в себе силы простить обидчиков и продолжать свое великое дело. Почему же сейчас, на заре третьего тысячелетия, все еще находятся фанатики, убивающие критиков нашей веры? Да, это наша религия, и нам должно быть обидно за бессовестную клевету, но как мы можем защищать ислам, забыв, что одной из основ нашей религии является милосердие?! “Во имя Бога Милостивого и Милосердного” — так начинает свою молитву каждый мусульманин, и так было и будет всегда.
    
В Коране сказано: “Бог смотрит не на лица ваши, а на сердца ваши”. Осмысливая эту фразу, можно заметить, что и дух, стоящий за словом, важнее его очертания. В детстве я часто бывал наказанным и униженным оскорблениями учителей за плохое знание предмета, но только сейчас я понимаю, что за их жестокими словами стояло жгучее желание научить меня. Так и шариат, будучи жестоким в свое время, на самом деле нес в себе дух справедливости и милосердия. Можно выучить стихи о любви, но произнося их, твое сердце не дрогнет. Можно выучить весь Коран, но так и не понять его духа, полного мудрости и сострадания.
 
Кадырбек Алмазбеков, 
публицист
Источник - "Вечерний Бишкек"