Осенняя политическая кампания 2013 года вроде бы завершилась выборами мэров городов Бишкека и Оша в январе 2014 года. Собравшийся в Оше для поддержки оппозиции народ был вынужден распустить сам Мелис Мырзакматов. Были как правильно понявшие слова экс-мэра "Соберёмся вновь и тогда решим", так и недовольные. По сравнению с примерами из кыргызской истории, когда собирали народ и не могли потом его распустить, подвергая его провокациям, здесь явно был виден авторитет Мырзакматова.
 
Большинство поддерживает роспуск организованного только в целях моральной поддержки и посвящённого выборам этого пикета, так как он не имел долгосрочных планов (как писали некоторые). Его роспуск позволил избежать беспорядков и помог сохранить стабильность. Вместе с тем была поставлена точка в осенней политической кампании. Сразу после этого как обычно была поднята тема весеннего и осеннего сезонов 2014 года, и начали звучать различные планы и прогнозы. Прошлогодние же события, по обыкновению, то анализируются, то нет.
 
Каким был 2013 год? Что обрели и потеряли власть и оппозиция? Что касается этого вопроса, то у общественности нет единого мнения. Видишь как общественность поддерживает или выражает недовольство отдельными действиями как власти, так и оппозиции.
 
Наблюдается, что попытками применить силу, запугиваниями, заключениями, подкупом, расколом и прочими подобными методами власть, с одной стороны, ломает крыло парламентской, общей и уличной оппозиции, с другой стороны – такое поведение власти лишает её народного доверия и снижает авторитет в обществе.
 
Сторонников оппозиции тоже маловато, наблюдается, что идут попытки сгруппироваться вокруг Равшана Жээнбекова, Кубаныча Кадырова, Камчыбека Ташиева и др. Большинство заявляющих о приходе новой оппозиции вследствие определённых условий (необходимости очищения) не могут объединиться и найти широкую поддержку у народа. Поэтому их планы и цели не могут продвинуться, разбросанность приводит к раздроблению "мельницей власти". Не ошибёмся, сказав, что рейтинг их держится только на сострадании народа как к жертвам власти.
 
Как в поговорке "Где и кем я только ни был, был тонувшей в реке шкурой, было плохо и хорошо, в конце стал мужем одной женщины", три года являющийся президентом Атамбаев из последних сил несёт на своих плечах ношу государства, кренясь то направо, то налево.
 
Романизм раннего правления вскоре превратился в жизненную реальность. Оказалось, что нелегко претворить тогдашние "светлые идеи, благородные цели". Из-за отсутствия поддержки общества, коррумпированности подавляющего числа чиновников, живущих только личными интересами, открыто стало видно, что он не может управлять общественными институтами и выполнять государственные программы.
 
Власть и богатство воспринимаются как синонимы: чтобы разбогатеть, нужно стремиться к власти. На её сохранение направляются все силы. Пришедший управлять такой страной, где все подобное превратилось в привычку, А. Атамбаев подвергся давлению со стороны внешних сил, преследующих геополитические интересы, и шумихе внутренних. Сейчас он находится в трудном положении. Конечно, такое положение оказывает негативное воздействие на реализацию государственных реформ и экономических проектов. Вследствие этих причин любая власть, любое правительство становятся жертвами такого положения. К сожалению, вместо того чтобы проанализировать и исправить ситуацию, мы снова наступаем на старые грабли.
 
Мечтавший в начале своей власти "не надеть обличие двух прежних и сохранить в истории свое имя незапятнанным" наш президент от безысходности был вынужден объявить борьбу коррупции. Задерживаются, сажаются, изгоняются с должности могущественные экс-спикер, депутаты, министры, судьи, прокуроры, акимы, замгубернаторы, что привело к подчинению власти основного состава оппозиционных фракций "Ата-Журт" и "Республика". На практике перестало ощущаться присутствие или отсутствие парламентской оппозиции. Возможно, так сильно подействовало на лидера и без того озиравшегося на власть фракции "Ар-Намыс" возбуждённое уголовное дело по факту передачи частной компании имущества Национальной гвардии, но фракция затихла и занята мелкими делами, заслушивая то одного, то другого министра. Создаётся впечатление, что ей больше нечего делать, как жить за счёт полученных по квоте при вступлении в коалицию в краткосрочную аренду портфелей. Противостояние коллег по коалиции - СДПК и "Ата-Мекена" – в качестве козырных карт использующих вопросы А. Батукаева и мародёрства, с одной стороны, снижают авторитет президента и его партии, с другой – не только способствуют падению авторитета "Ата-Мекена", но и подвергают его различному давлению и вынуждают идти на жертвы.
 
Уставший от беспрестанного звучания нападок по вопросу мародёрства Омурбек Текебаев предпринял тактические изменения, пытаясь достичь намеченных целей, не создавая преград и полностью поддерживая выборы ошского и бишкекского мэров, выявив беспредел в СИЗО №1, но надежды его не оправдались и он изошёл кровью.
 
На заседании ЖК была продемонстрирована видеолента, показывающая грубое нарушение законов по прямому указанию З. Рысалиева и при непосредственном исполнении его советника Качкыналиева (прославившегося сопровождением и почётными проводами А. Батукаева). Было показано, как пожизненно осуждённые вперемешку с остальными ели в тюрьме манты и праздновали, как по указанию обвиняющего ата-мекеновцев А. Юсупова увольнялись инспекторы, как в любое время к нему водили женщин, как под предлогом проведения следственных экспериментов 24 раза его выводили из тюрьмы без всяких протоколов, просто на отдых. Между делом он успел при поощрении пожизненно осуждённых два раза совершить рэкет. Обо всех этих фактах рассказали 10-11 сотрудников тюрьмы (уволенные и работающие).
 
Было видно, что верхушка власти безмолвствовала, будто набрав в рот воды, переглядываясь и не зная, что предпринять. Долго не принимали решения, поглядывая вверх. В результате ни один волос не упал с рысалиевской головы, просто уволили его советника Качкыналиева, который на следующий день вслед за А. Батукаевым улетел в Краснодар. Сразу зазвучали прогнозы: "Придётся возбуждать уголовное дело, поэтому ты пока уезжай", – сказали они ему.
 
Наверняка есть какая-то правда в словах ата-мекеновцев, которые они высказывали за последние два месяца на встречах с жителями Иссык-Кульского, Таласского и Джалал-Абадского регионов: "Перед парламентскими выборами 2015 года в целях дискредитации и снижения авторитета нашей партии президент специально толкает З. Рысалиева порочить нашу партию. До этого времени нас в мародёрстве вынуждали обвинять А. Келдибекова, О. Бабанова и его телеканал НТС. Ещё одна причина того, почему не могут привлечь к ответственности З. Рысалиева, связана с освобождением А. Батукаева. Беспокойство вызывают слова Рысалиева о том, что "приказ отдавал сам президент". Начало возрастать доверие народа к "Ата-Мекену", и наблюдается резкое изменение общественного мнения относительно президента, как о человеке, который готов пойти на нечистоплотные действия".
 
Чёрный пиар, подготовленный президентскими советниками и спич-райтерами, приводят к обратному эффекту. Возьмём в качестве примеров последние выборы мэра Оша. Какую пользу принесли они, кроме того, что не дали избрать мэром Мырзакматова? С кем теперь стали сотрапезниками?
 
Неужели следовало обниматься со вчерашним контрреволюционером, захватывавшим здание областной администрации, наркобароном, коррупционером-таможенником, готовым родную мать продать ради власти и денег, чтобы убрать с должности молодого, авторитетного, перспективного, работавшего кадра под предлогом "он не подчиняется и не слушается власти"? Не проистекают ли такие действия, усложняющие вопрос, из мандража потерять власть? В любом случае есть полные основания считать, что президент не может дать объективной оценки событиям, подвергаясь влиянию антинародных сил, и начал допускать серьёзные ошибки, которые не нравятся общественности.
 
Мысль "Что такого, если облизывающие акаевский и бакиевский зад теперь облизывают мой?" может, поднимает настроение Алмазбека Шаршеновича, но никак не соцдеков, революционеров, ещё вчера ходивших в крови и прогнавших ненавистную власть, придерживающихся демократических принципов и мечтающих о справедливости общественности и народа. Особенно плохо соцдекам, которые находятся в депрессии и в данное время смотрят на лидера по крайней мере не с любовью.
 
По словам располагающими определённой долей информации людей, он затанцевал, услышав о первых результатах ошских выборов, после чего сказал: "Как я сумел заставить петь Адахана, который не признавал власть".
 
Как он радовался в конце, что сумел расправиться с ошанами, превратившимися в гнездо неподчинения центральной власти и не дававшими покоя, расколоть и раздробить их, настроив друг против друга, но радость была ему не к лицу. Ведь президент наверняка слышал, что в свете последних событий южане не хотят видеть президента и сильно опечалены. Даже если не упоминать про готовность южан поддержать лозунг сарууйцев "КЕТСИН!", подходит ли такой фон (как будто рядом с офисом соцдеков поставили "говновоз" с благоухающим содержимым) для СДПК? Конечно, не подходит! 
 
Источник: газета "Майдан" №3 от 29.01.2014 / стр. 2   
  http://www.gezitter.org/society/27257/