Обычно в начале нового года дается оценка успехам и недостаткам. Каждый человек и каждая страна ставит цели на предстоящий год. И я, следуя этому обыкновению, решил провести анализ жизни страны, проанализировать прожитый год, чтобы поставить цели на будущее.
 
В 2013 году в Кыргызстане имели место положительные и отрицательные события.
 
Сначала скажем о хорошем:
 
1. Власть и экономика
 
Правительство сказало, что в экономике наблюдается 10%-ый рост. Допустим, это спорное заявление, но раз оно говорит аргументами о хороших показателях по каждой отрасли экономики, это следует принять во внимание. Президент проявил политическую волю, продолжил борьбу с коррупцией. Однако не забудем, что вопрос заключается в методах и итогах борьбы.
 
2. Парламент
 
Несмотря на некоторые трудности, сохраняются достижения в установлении парламентаризма после 2010 года. Радует, что парламентаризм занял твердое место в сознании не только Жогорку Кенеша, но и политиков, в особенности, молодежи. Как человек, много общающийся с молодежной аудиторией, могу уверенно сказать о поддержке парламентаризма большинством их. Ряд политиков, депутатов и студентов дают оценку огромному значению парламентаризма в обеспечении демократии и политической конкуренции.
 
3. Гражданское общество
 
Общественные организации активно участвуют в общественно-политической жизни страны, заявляют о своих позициях по деятельности государства, оказывают влияние на принятие ряда вопросов. Средства массовой информации не боятся привлечения к уголовной ответственности, предоставляют разностороннюю информацию о происходящих в стране событиях. В целом можно назвать их свободными.
 
4. Оппозиция
 
В этом году начался процесс оппонирования власти политиками вне парламента. Ну а в парламенте коалицией меньшинства, точнее, оппозиция смогла стать достойным оппонентом власти по таким серьезным вопросам, как «Кумтор» и передача «Кыргызгаза» России. Это может послужить основанием для высказывания, что в ближайшие месяцы в стране родится объединенная сильная оппозиционная сила.
 
Вывод:
 
Таким образом, мы смогли сохранить такие достижения демократии и парламентаризма 2010 года, как свобода слова, межпартийная конкуренция.
 
Теперь скажем об отрицательных сторонах:
 
1. Кыргызстан превратился в авторитарную страну
 
Невзирая на некоторые хорошие обстоятельства в политической жизни страны, продолжился процесс укрепления института президентства, концентрации всей имеющейся власти в руках главы страны. Сегодня усилилась зависимость законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти перед президентом.
 
Правоохранительные органы снова превратили в оружие оказание политического давления. Институт президентства взял под свой контроль все государственные и близкие к ним средства массовой информации, начал пользоваться ими против своих политических оппонентов. Граждане узнали, что все государственные, экономические и кадровые дела решаются в восточном крыле Белого дома.
 
Вывод:
 
Мы взяли направление не к парламентаризму и демократии, а к авторитаризму и личной власти. Это плохое явление.
 
2. Внешняя политика
 
В 2013 году усилилась зависимость Кыргызстана перед Россией. РФ и до этого завладела важными и стратегическими секторами экономики страны. Это – телекоммуникации (БиТел, Мегаком), медиапространство (телеканалы ОРТ, НТВ, РТР, интернет ресурсы), обеспечение нефтью и право размещения в нашей стране иностранных баз. В этом же 2013 году Кыргызстан также полностью отдал России свою газовую отрасль.
 
Усиливается наша зависимость перед Китаем. К примеру, множество инфраструктурных проектов реализуются за счет китайских кредитов. Они дорогие и с тяжелыми условиями. В этом же году мы составили соглашение о получении у Китая кредита на миллиард долларов США.
 
К сожалению, мы в этом году испортили имевшиеся отношения с западными странами и США. Вывод американской базы, последние соглашения с Россией, решение о вхождении в Таможенный союз – это указывает на однобокий переход от многовекторной политики Кыргызстана к одновекторной. Это не может не беспокоить наших западных партнеров. Нам не следует забывать, что именно эти партнеры с Запада в последние 2 года и на протяжении предшествовавших 10 лет оказывают системную финансовую и техническую помощь в реализации политических и экономических реформ в нашей стране.
 
Вывод:
 
Такая одновекторная внешняя политика приводит к утрате суверенитета страны. Это чрезвычайно опасно.
 
3. Бюджет
 
Кыргызстан в этом году подвергся большим трудностям при исполнении доходной части бюджета. Потому что наши расходы больше заработанных денег. При нашем бюджете в 100 млрд сомов дефицит составил 20 млрд. сомов. Не собрано несколько млрд сомов по налогам и таможенным пошлинам.
 
Бюджет стал зависимым от внутренних и внешних долгов. В этом году мы взяли в долг 450 млн долларов для обеспечения расходной части бюджета, это составляет третью часть доходной части нашего бюджета. Для пополнения бюджета 2014 года предусматривается получение ориентировочно такого же объема долгов.
 
Если взять структуру расходов, то 52% бюджетных средств – это социальные расходы (образование, здравоохранение, социальная защита), остальные средства будут потрачены на содержание государственного аппарата и государственные закупки. В нашем бюджете не предусмотрены вложения в развитие и реформы. Расходная часть бюджета, как и прежде, не оптимизирована, ну а правительство не смогло обеспечить эффективность вложенных средств. Дефицит бюджета и структура расходов свидетельствуют, что экономическая и финансовая политика правительства не дает результатов.
 
Вывод:
 
Мы превращаемся в страну, не способную самостоятельно прокормить сама себя.
 
4. Безопасность граждан
 
Простые граждане, как и раньше не могут верить правоохранительным органам. Как показывают социологические опросы, правоохранительные органы остаются самыми коррумпированными. Если в предшествовавшие годы велась какая-то борьба с криминалом, то в этом году открыто замечено сращение власти с криминальными элементами.
 
Вывод:
 
Если эта тенденция продолжится, то не исключено в ближайшие месяцы усиление имеющегося влияния криминала не только на государственные структуры, но и на высшие эшелоны власти. Криминал будет использован в политических целях, а также начнет требовательно угрожать бизнес-структурам, в массовом порядке оказывать преступное давление.
 
5. Государственное управление
 
Исследования Всемирного банка показывают, что кыргызская власть всегда непригодна к эффективному управлению. Учитывая вышеприведенные обстоятельства, можем увидеть, что и в 2013 году власть осталась такой же безграмотной. Мы не смогли привести во власть руководителей нового поколения, повысить качество служения народу. Из-за этого мы проигрываем не только в мировой, но и в региональной конкуренции. Наши показатели по некоторым отраслям остались позади даже Таджикистана.
 
С 2010 года население ждет от всей власти системных изменений и реформ. Но мы заняты лишь какими-то косметическими изменениями, притворно делая вид, будто проводим реформы. По-моему, 2013 год стал самым плохим годом по части реформ.
 
Вывод:
 
К сожалению, в 2013 году президент, правительство, парламент не смогли стать локомотивом давно ожидаемых политических и экономических реформ.
 
Цели на 2014 год
 
Несмотря на некоторые достижения, с каждым годом в стране увеличиваются нерешенные вопросы. На мой взгляд, все они возникают по причине отсутствия системных реформ. Хочу верить, что в 2014 году мы сделаем первые шаги в данном направлении. По-моему, мы должны пойти на нижеследующие фундаментальные и системные изменения, ведущие к благополучной жизни, в экономике, жизни государства и граждан. Это нижеследующие:
 
- Восстановление и укрепление парламентаризма;
 
- Децентрализация власти и укрепление местной власти. Это означает прямые выборы мэров городов и глав айыл окмоту, предоставление им широких властных и финансовых прав;
 
- Обеспечить транспарентность всех ветвей власти, начиная от президента и до айыл окмоту. Только благодаря открытости и прозрачности власти повысится ее эффективность и резко сократятся возможности для коррупции;
 
- Независимость судебной системы. В первую очередь необходимо устранить влияние президента, парламента и правительства на судей;
 
- Повысить эффективность правительства, сделав его независимым от президента, профессиональным и компактным.
 
Если мы сможем выполнить вышесказанное в 2014 году, то к 2015 году избавимся от многих трудностей. А если снова продолжим авторитаризм власти и имитацию реформ, тогда мы столкнемся с еще более тяжкими трудностями.
 
Таким образом, мы сможем сохранить свою страну только при установлении настоящего парламентаризма, децентрализации власти, чистой политической конкуренции, открытости, прозрачности и верховенства закона. 
 
Равшан Жээнбеков,
депутат Жогорку Кенеша
 
Источник: газета «Арена.kg» №1 от 23.01.2014 / стр. 11 
  http://www.gezitter.org/politic/27182/