Генеральная прокуратура собрала бесспорные доказательства по фактам коррупции при заключении соглашений по реструктуризации проекта “Кумтор”. Уголовное дело направлено в Первомайский суд, который приступил к его рассмотрению в конце прошлой недели.
    
Как показало расследование, в 2003 году Айдар Акаев и бывший президент АО “Кыргызалтын”, ныне покойный Камчыбек Кудайбергенов, вместе с экс–премьер–министром Николаем Танаевым в корыстных целях провели реструктуризацию проекта “Кумтор”, в результате которой наше государство утратило контроль над месторождением. В осуществление их преступного замысла оказались вовлечены высокопоставленные государственные чиновники, не без помощи которых и было вынесено правительственное решение о реструктуризации проекта “Кумтор”. Это члены группы экспертов правительства — Э.Торомырзаев, Е.Белковская, А.Жолошов, Н.Алымбаев и Д.Камчыбеков, проводившие переговоры с канадской стороной. Именно их решение стало основанием для подготовки этого документа.
    
По мнению следователей Генпрокуратуры, к преступной реструктуризации причастны также экс–министры финансов Б.Абилдаев, экологии и чрезвычайных ситуаций Т.Акматалиев, внешней торговли и промышленности С.Джиенбеков, юстиции К.Осмонов и бывший заместитель председателя Госкомимущества, ныне покойный А.Макаров, согласовавшие данный проект постановления.
    
Следствием была проведена огромная работа, которая усложнялась еще и отсутствием многих документов, изъятых по ранее возбужденным уголовным делам или уничтоженных во время пожара в здании прокуратуры в апреле 2010 года. Но, несмотря на эти сложности, удалось собрать весомые и убедительные доказательства вины подсудимых.
    
Для установления размера причиненного государству ущерба впервые была проведена беспрецедентная комплексная судебно–экономическая экспертиза с привлечением экспертов разного профиля. Судя по заключению специалистов, доля кыргызской стороны в компании “Центерра Голд инк.” при реструктуризации проекта “Кумтор” была занижена на 25,7 процента акций, что составляет в денежном выражении 171,5 миллиона долларов.
    
По результатам расследования всем причастным к этому проекту лицам было предъявлено обвинение по статье 303 (“Коррупция”). 18 ноября прошлого года уголовное дело в отношении обвиняемых А.Жолошова, Н.Алымбаева, Д.Камчыбекова, Б.Абилдаева и Т.Акматалиева завершено и направлено в суд.
    
В отношении заочно обвиняемых Айдара Акаева, Н.Танаева, Э.Торомырзаева, Е.Белковской, С.Джиенбекова, которые объявлены в международный розыск, уголовное дело выделено в отдельное производство, в рамках которого также ведется расследование по коррупционным правонарушениям при заключении других соглашений по проекту “Кумтор” от 2009 года.
    
В отношении бывшего министра юстиции Курманбека Осмонова в связи с его статусом депутата Жогорку Кенеша возбуждено отдельное уголовное дело, по которому следственные действия отложены из–за его болезни, но будут продолжены после выздоровления.
    
— Таким образом, следствием доказано, что при заключении соглашений по проекту “Кумтор” имели место коррупционные составляющие. Данное обстоятельство может иметь значение при дальнейшем рассмотрении споров, связанных с месторождением “Кумтор”, — считают в Генеральной прокуратуре.
    
Как известно, 16 января этого года во время судебного разбирательства четверо подсудимых А. Жолошов, Н. Алымбаев, Д. Камчыбеков, Т. Акматалиев, их защитники заявили ходатайства о прекращении уголовного дела за истечением срока давности. Но прекращение уголовного дела за истечением срока давности не является реабилитирующим основанием и в случае возражения обвиняемых против прекращения дела по указанному основанию производство по делу будет продолжено и завершено.
    
“Отметим, что в соответствии со статьей 67 Уголовного кодекса Кыргызской Республики срок давности привлечения к уголовной ответственности за совершение особо тяжкого преступления составляет 10 лет, который по вышеуказанному уголовному делу истекал 31 декабря 2013 года. Следовательно, на момент привлечения к уголовной ответственности вышеуказанных лиц и завершения следствия в отношении их в ноябре 2013 года срок давности еще не истек”, — подчеркнули в Генпрокуратуре.
 
Нина НИЧИПОРОВА
Источник - "ВБ"