Законодатели затеяли опасную игру и вовлекли в нее все ветви власти. Близится 23 декабря, когда депутаты должны наконец определиться со своим решением по золотому вопросу.
 
 
Сразу оговоримся, что именно в этот день вряд ли что–то прояснится, однако судьбу “Кумтора” нардепам все же придется решить до конца уходящего года.
 
Напомним, какие баталии разворачивались в ЖК с начала осени сего года, когда в очередной раз подняли этот вопрос. Правительство Жанторо Сатыбалдиева проводит переговоры с канадцами по “Кумтору”, и все это время в Иссык–Кульской области проходят митинги. Кабмин Сатыбалдиева разработал меморандум между ОАО “Кыргызалтын” и Centerra Gold Inc., где предлагается создать совместное предприятие с долевым участием 50 на 50 процентов. Сатыбалдиев заверил, что при принятии меморандума СП заработало бы уже с нового, 2014 года. При этом предполагалось, что Кыргызстан должен выйти из акционеров канадской компании. Меморандум общественности представили в начале сентября, эксперты правительства заявляли, что СП — единственное возможное и правильное решение.
   
Депутаты к обсуждению кумторовского вопроса подступили обстоятельно, мурыжили свою повестку, вызывали на ковер премьер–министра Сатыбалдиева и всю его команду, задавали нелепые вопросы и тянули время. Когда наступил момент принятия решения, нардепы вдруг вспомнили, что давно не были в округах, и решили взять недельный тайм–аут, дабы посоветоваться с электоратом по будущему золотого рудника.
   
Часть народных избранников сразу заявила, что кумторовский вопрос нужно выносить на референдум: мол, пусть общественность сама выразит свое мнение, что делать с рудником, как поступить?
   
Большинство нардепов изначально склонялось к мысли о денонсации соглашений по “Кумтору”. Например, независимый депутат Равшан Жээнбеков считает, что Кыргызстану не стоит бояться денонсации соглашений по проекту “Кумтор”. Мол, достаточно доказать, что некоторые соглашения по руднику были заключены без учета интересов Кыргызстана и при даче взятки канадцами прежним властям. Однако министр юстиции Алмамбет Шыкмаматов возразил, что сначала нужно доказать факт дачи взятки в 2003 и 2004 годах при заключении невыгодных для КР соглашений, а это сделать трудно.
   
Атажуртовцы предлагали пойти ва–банк. Члены оппозиционной фракции заявили, что кабмин должен в одностороннем порядке выйти из всех соглашений по реализации проекта “Кумтор”. Лидер фракции “Ата Мекен” Омурбек Текебаев также выступает за денонсацию. После встречи с президентом Текебаев заявил, что его фракция инициирует поправки в Уголовный кодекс, предполагающие отмену срока давности для статей “Государственная измена”, “Коррупция” и части статьи “Злоупотребление служебным положением”.
   
— У меня на руках есть семь решений разных созывов, в которых компания Centerra преследует свои интересы, не отвечающие интересам нашей страны. Мы начали борьбу с коррупцией, значит, должны вернуть золотой рудник своей стране. Иначе революция 2010 года была напрасной. После декабря 2013 года истекает срок давности по таким преступлениям в отношении рудника, — заявляет Текебаев.
   
Главный атамекеновец отмечает, что его поправки предполагают отмену срока давности в отношении лиц, совершивших вышеперечисленные преступления:
   
— Если будут нарушения против Кыргызстана, преступники должны быть наказаны, пусть хоть тебе сто лет исполнится. Если примем такие поправки, то лица, причастные к афере, не смогут уйти от наказания по истечении срока давности. Высокопоставленные чиновники, скрывающиеся от уголовной ответственности благодаря близости к правящим кругам, не уйдут от нее после смены руководства, вне зависимости от того, сколько времени пройдет с момента преступления.
 
***
 
Кумторовская карта уже разыграна. Но каков будет пасьянс? Президент Атамбаев заявил, что кабмин не смог правильно изложить свои позиции парламентскому корпусу, объяснить все тонкости и нюансы, поэтому те встали в позу. В любом случае 23 декабря истекает срок проведения переговоров по “Кумтору”, и вряд ли палата продлит срок и после Нового года. Так что принимать решение законодателям все же придется. Если изначально депутаты торговались с кабмином, требовали от него выполнения определенных условий, то теперь им тоже придется идти на какие–то уступки.
   
ЖК допустил ошибку: затянув решение золотого вопроса, дал всем понять, что играет на публику. Депутатам не удалось обвинить кабмин в том, что они не смогли договориться с канадцами по будущему СП. Такие договоренности достигнуты: равное процентное соотношение обеспечено обеим сторонам. Более того, сейчас кабмин старается сделать все, чтобы у нас сразу же было пятьдесят процентов, а не 46 плюс 4 процента в течение десяти лет, как планировалось изначально.
   
Премьер–министр Жанторо Сатыбалдиев в ЖК при обсуждении кумторовского вопроса заявил, что если бы с его уходом с поста доля КР в “Кумторе” увеличилась, он бы ушел. Но канадцы никогда не согласятся на увеличение нашей доли.
   
— В вашем парламентском поручении говорилось, что “Кумтор” должен был все это время работать без перерыва. Мы эту норму соблюли. Если вы доверяете мне, дайте время, чтобы мы довели переговорный процесс до конца. Не думайте, что если я уйду в отставку, то доля Кыргызстана в “Кумторе” сразу увеличится до 67 процентов. Если бы это было так, я бы давно уже сам ушел, — заявлял Сатыбалдиев.
   
...Самое грустное в этой ситуации то, что никто из депутатов и не стремится на самом деле увеличить долю Кыргызстана в проекте “Кумтор”. Все прекрасно понимают, что это невозможно. Канадцы предпочтут пойти в международные суды, нежели отдадут нам еще 17 процентов, как того хочется депутатам. Да и сами законодатели должны понять, что нельзя спекулировать на таких вопросах, как “Кумтор” или “Кыргызгаз”. Потому что на местах многие обыватели не понимают тонкостей и, не разбираясь в них, начинают требовать неосуществимое.
   
Сдается, депутаты сделают все, как нужно, то есть поддержат решение кабмина. Премьер–министр Сатыбалдиев тоже пойдет им на некоторые уступки. Потому что без этого вопрос может снова заглохнуть, но тогда может занервничать президент Атамбаев. Он уже выразил свою позицию и дал понять, что золотой вопрос уже всем набил оскомину и пора бы его решать, чтобы двигаться дальше.
   
Парламентский корпус на конфронтацию с главой государства сейчас не пойдет. Различные заигрывания с ним закончатся там же, где и начались. Потому что сейчас депутаты и их фракции находятся в весьма щепетильном положении, так как лидеры некоторых из них заигрались, а власть повыше всегда найдет их слабые места и инструмент для давления. Для этого есть Генпрокуратура, глава которой Аида Салянова уже дала всем понять, что она — хороший исполнитель и может “накопать” практически на любого политика.
 
Эльвира ТЕМИР
Источник - "Вечерний Бишкек"