Печать
Аналитика
Просмотров: 2768
В конце прошлого года президент А.Атамбаев в ходе своей поездки в Германию встречался с канцлером Германии Ангелой Меркель, где сделал заявление: "До конца своего президентского срока урежу свои полномочия". Это заявление оказалось под вниманием многих людей, особенно тех, кто поддерживает демократию и парламентаризм. Президент Атамбаев сделал такое заявление от чистого сердца или решил понежиться в лучах славы в стране, которая развивалась благодаря демократии и парламентаризму? Я не знаю ответа, но я бы поддержал его заявление.
 
Но тогдашний Атамбаев отличается от нынешнего, как небо отличается от земли. Нынешний Атамбаев выбрал рабочие методы президентов беглецов - Акаева и Бакиева. На словах он говорит, что мы живем в парламентской стране, на деле он руководитель правительства, глава Жогорку Кенеша и председатель Верховного суда! Ветви власти, кадровая политика и ресурсы перешли под контроль президента. Это нарушает не только основной конституционный принцип "равновесия власти", но и основы демократии, противоречит общественным и государственным интересам.
 
По-моему, президент, который сконцентрировал в своих руках всю государственную власть, является врагом кыргызского народа. Почему?
 
Институт президентства усилит раскол между югом и севером.
 
Международные организации, эксперты и даже мы признаем, что основной проблемой нашего народа остается раскол на север и юг.
 
Любые президентские выборы у нас ведут к региональному расколу. Политические группы готовят свои кадры по принципу север-юг, на протяжении пяти лет готовят их к выборам. Некоторые политические силы навязывают общественности следующие точки зрения: "президент должен быть нашим", "настал наш черед", "наш сын должен стать президентом", "нам пора отомстить", ведут политику по разделению народа. Таких примеров предостаточно - Усубалиеву противопоставили Масалиева, Масалиеву Акаева, Акаеву Бакиева, Бакиеву Кулова или Атамбаева, Атамбаеву Мадумарова и Ташиева.
 
Ни один президент Кыргызстана не выиграл выборах на основе честной конкурентной борьбы. Все побеждают на поддельных выборах или опираясь на принцип регионализма. Избранные таким путем президенты никогда не могли стать лидерами национального масштаба и не смогут стать таковыми. Одним словом, институт президентства не объединяет народ, а делит его. А парламентаризм позволяет во время выборов подобрать северному лидеру южного партнера, а южному лидеру северного партнера, чтобы сплотить нацию. Любой сильный политик будет вынужден идти на компромиссы, вести переговоры.
 
Институт президентства - источник национальной трагедии.
 
Из-за президентов наша экономика разрушились, земли были проданы, молодые ребята лишились жизни.
 
Со времен обретения независимости, мы жили при президентской системе правления, де-факто - сейчас живем при третьей сильной президентской системе. Если взглянуть на недавнюю историю, два последних президента стали виновниками больших трагедий страны. Они не ограничились кражей миллиардов и разрушением страны, но лишили жизни сотни ребят, видных политиков и журналистов. Именно по воле президентов мы отдали в "подарок" другим странам Узонгу-Кууш, Каркыру, "Кумтор", государственный суверенитет, воду, "Кыргызгаз" - ради личной выгоды, при поддержке карманного парламента.
 
Осмелился бы избранный Жогорку Кенешем премьер-министр подарить другой стране наши земли, важные ресурсы, ради личной выгоды? По-моему, нет! На такое способен только президент, оказавшийся под влиянием внешних сил и говорящий про себя: "Я все знаю!"
 
Институт президентства близок к авторитаризму и к диктатуре.
 
По природе институт президентства близок к авторитаризму и к диктатуре, а при отсутствии устойчивых государственных институтов он может перерасти в бандитский режим, что было при Бакиеве.
 
Если правительство, парламент, суд и правоохранительные органы будут подконтрольны президенту, то власть считается авторитарной. Не будем вспоминать предыдущих двух президентов, кто сейчас может сказать, что при "демократе" Атамбаеве у нас работает независимое правительство, независимый парламент, независимый суд, независимые правоохранительные органы (!)? Все подконтрольно Атамбаеву! Атамбаев пережил две революции и попал во власть благодаря народному волнению. Но он сейчас работает не над укреплением демократии, а над укреплением своей власти.
 
Если взглянуть на авторитарные страны мира, можно понять, все они - президентские государства. К примеру: Зимбабве, Венесуэла, Боливия, Куба, Россия, Узбекистан, Белоруссия, Казахстан и т.д. А большинство демократических и развитых государств живут в условиях парламентаризма. К примеру: Германия, Швеция, Швейцария, Голландия, Малайзия, Япония, Сингапур, Англия и т.д.
 
В парламентской стране премьер-министр не сможет превратить государство в личную собственность, как это может президент.
 
Институт президентства - источник коррупции.
 
Управляемый президентами Кыргызстан за последние двадцать лет  так и не покинул десятку самых коррумпированных стран.
 
У государства есть ресурсы - деньги, природные богатства, кадровая политика, выгодные отношения с какими-то странами. Если решение таких важных вопросов перейдет к одному человеку, то это породит коррупцию. Даже если президент близок к демократии, придерживается принципа гласности, конкуренции и отчетности, рано или поздно он не удержится перед соблазнами и установит коррупционный режим. К этому президента подтолкнет семья, доверенные люди, представители его партии.
 
Невзирая на отличные качества президента, его власть станет коррупционной. А в парламентской стране премьер-министра утверждает коалиция, а министры будут подотчетны не только главе правительства, но и парламенту. Парламентский контроль над премьер-министром и министрами не позволит правительству принимать необдуманные решения. Гласность, контроль и отчетность позволят снизить уровень коррупции.
 
Институт президентства преследует лишь личные цели.
 
Президент не хочет, чтобы на государственном уровне и на политической арене появились сильные оппоненты.
 
В условиях президентского правления отсутствуют возможности для появления самостоятельных, сильных депутатов, политиков, отличных управленцев, руководителей и членов правительства. Потому что президентское правление предусматривает назначение на важные должности людей преданных и подхалимствующих президенту, а не на основе конкурентной борьбы. Президентская власть предотвращает появление сильных политиков, потому что она заинтересована, чтобы таковых не было. Потому что президент боится, что сильные оппоненты могут устроить борьбу за трон (!).
 
Президентский институт сводит на нет конкуренцию, меритократические ценности, собирая вокруг себя "подсолнухов", подхалимов и безвольных людей. Доказательством этому служат немощные правительства последних 20 лет, карманные парламенты и продажные политики. Если большинство народа, политики и элита предпочтут жить при президентской системе правления, то мы должны забыть о сильном правительстве, сильных политиках, сильных чиновниках и сильных депутатах.
 
А парламентаризм поддерживает политическую конкуренцию. Я думаю, что в условиях политической конкуренции появится эффективное правительство, сильные депутаты и государственные служащие.
 
Институт президентства не приемлет реформ.
 
Президенты любят красиво говорить, но ни один из них не стоял за эффективными переменами в стране.
 
В нашей стране никогда не было настоящих реформ. В соответствии с Конституцией, на сегодняшний день правительство отвечает за реформы, но на деле все важные вопросы решает президент. Поэтому непонятно, кто должен отвечать за реформы.
 
Мы требуем у правительства провести реформы. Если каким-то образом во главе правительства окажется человек, который захочет провести реформы, то президент и его подхалимы побоятся лишиться своих финансовых, кадровых и иных ресурсов, постараются устранить такого премьер-министра. Рано или поздно, путем различных интриг они избавятся от такого человека. Таким образом, президент сам не будет ничего делать и другим не позволит. У нас президент будет править 6 лет, народу остается лишь терпеть или выгнать его путем революции.
 
А в парламентской стране премьер-министр будет бояться парламента и стремиться выиграть на следующих выборах (!), поэтому он будет заинтересован в проведении реформ. Если глава правительства окажется слаб, непродуктивен, то такого человека отправить в отставку будет легко. Самое главное - смена власти будет осуществляться без кровопролития и революций.
 
Институт президентства зависим от внешних сил.
 
Не кыргызы решают, кто станет их следующим президентом. Кремль решает.
 
Как и бывшие два президента, нынешний Атамбаев не боится кыргызского народа, кыргызского парламента, гражданского общества или законов. Он боится только двух сил. Первая сила - Москва, вторая - Вашингтон. Не боящийся своего народа президент, но зависимый от других стран  президент никогда не будет служить стране. Если взглянуть на историю, президенты, отдавшие Узонгу-Кууш - Китаю, Каркыру - Казахстану, "Кумтор" - Канаде, не действовали в интересах кыргызского народа, а просто не выстояли перед внешним давлением. К примеру, сегодня Атамбаев боится Кремля, поэтому навсегда отдает России "Камбар-Ату", "Кыргызгаз", наши гидроресурсы. Рано или поздно, история расставит все по местам, станет очевидно, что этими шагами президент отдал России наш суверенитет.
 
Институт президентства боится внешних сил, которые могут способствовать его свержению и будет служить другим странам. Это очередной аргумент в пользу искоренения института президентства, который превращает наших лидеров в марионетку Кремля.
 
В парламентской стране премьер-министр боится только парламента, потому что должность ему достается от парламента.
 
Институт президентства не несет ответственности.
 
Президенты, их семьи делают то, что хотят, но никто не привлекается к ответственности.
 
Если взглянуть на средства массовой информации, на всех мероприятиях увидим президента Алмазбека Атамбаева. Основная часть новостей посвящена его встрече с Путиным, Назарбаевым, Меркель. Он открывает школы и больницы. Начинает строительство ГЭС. В теплом кабинете принимает утвержденных им кадров. Но я не видел Атамбаева, который комментирует ошские события, выясняет обстоятельства освобождения Батукаева, решает проблемы границ, интересуется джутом, сбежавшими Бакиевыми, разваливающейся экономикой, инертностью развития страны, коррумпированными судами, безработицей. Как это было при предыдущих президентах, все плохое сваливают на правительство, а все хорошее связывают с именем президента. Президент имеет на руках все, имеет полный контроль, но ни за что не отвечает.
 
В итоге, Акаев в Москве, Бакиев в Белоруссии, их дети - в Европе. Жители Кыргызстана обнищали, границы остались без присмотра, государство на грани развала.
 
Разве нам нужна такая президентская власть и такой президент?
 
Нам нужны коренные перемены и новая система правления!
 
Речь идет о полноценном парламентском правлении!
 
Равшан Жээнбеков,
депутат Жогорку Кенеша
 
Источник: газета "Азия-Ньюс" №15 от 12.09.13    
  http://www.gezitter.org/politic/23625/