Печать
Аналитика
Просмотров: 1971
У старшего поколения еще остались в памяти те радостные дни, когда нам объявили, что отныне жить мы будем при демократии, то есть народовластии, когда народ решает все, является хозяином своей судьбы. В итоге из советской республики с доходом на душу населения примерно в $15 тысяч (со средними показателями по Союзу) мы опустились до уровня одной из самых бедных стран мира. Плачевность нашего состояния, думаю, не нуждается ни в каких живописаниях и дополнительных доказательствах. Люди все видят, все понимают, ежедневно испытывают тяготы демократии по-кыргызски на собственном опыте и как-то смирились с этим, адаптировались. Прав был Виссарион Белинский, говоря: «Что жизнь для ирокеза, то смерть для европейца; что жизнь для раба житейских нужд и пользы, то смерть для человека мыслящего и чувствующего»...
 
При наличии всех атрибутов демократии ее самой в стране как не было, так и нет. Главное - нет ее корреляции с уровнем жизни народа. Тут, скорее, обратная динамика. По отчетам ежегодно меняющихся правительств, в стране поступательный экономический рост, а люди едва выживают, причем, отнюдь не благодаря их деятельности, а собственными усилиями, и даже на треть обеспечиывют бюджет страны денежными переводами из-за рубежа. С такими показателями, как у нас, впору объявлять дефолт. Но долготерпению народа нет предела. Живут по принципу «лишь бы не было войны».
 
Почему это происходит? Долгое бездорожье длиною в 22 года - это объективная неизбежность, или все же можно было построить другое государство, сформировать другое общество? Вот на этот вопрос и надо найти ответ.
 
Как главное достижение нашей фрагментарной, имитационной демократии декларируется возможность говорить и писать все что хочешь. Только от этого никому не жарко и не холодно - ничего ведь не меняется. А во всем остальном люди недоумевают: что же еще должно произойти в этой стране, какое же еще неведомое нам преступление должно совершиться, чтобы архитекторы этих бедствий были преданы анафеме?
 
Насильственный захват власти, ее узурпация, грабежи, убийства и даже преступление против человечности - все это уже свершилось, вся компра вылита, а Васька, как говорится, слушает, да ест.
 
Обидно, что все это совершается под лозунгами всеобщего волеизъявления - в виде выборов, референдумов. При Акаеве электорат подкупали, обманывали, уговаривали. Избирательные комиссии, состоящие сплошь из учителей, врачей и мелких чиновников, вбрасывали бюллетени, выдавали их специально подготовленным фальсификаторам. При Бакиеве поняли, что это чрезмерно хлопотно, проще взять и переписать окончательный протокол, объявить итоги и все. Можешь жаловаться, звать прокурора, но результат очевиден. При нынешних пошли куда дальше - просто вычеркнули примерно одну треть избирателей республики из списка, а оставшуюся часть напугали нашествием чужеродцев. И все - дело сделано! Изобретательно, не правда ли? Отчего же им не пойти по этому простому пути, коли в подавляющем своем большинстве избиратель «сам обманываться рад» или равнодушен, предпочитает получить дохлую синицу, чем мечтать о журавле в небе. А может, всеобщее избирательное право уничтожает нашу демократию в силу своей аморфности, неконтролируемости? Тезис нуждается в осмыслении. Во всяком случае, это право позволяет ловкачам и проходимцам под видом демократии уж более 20 лет захватывать и удерживать власть.
 
Итак, Конституция менялась много раз, но почему-то власть, как у наперсточников, вновь и вновь оказывалась в руках одних и тех же шулеров. Все это происходит, казалось бы, по демократическим процедурам - на основе выборов. Комар носа не подточит. Люди уже отчаялись, смирились с тем, что мы называем выборами. Кто-нибудь может сказать, что у нас хоть однажды они были честными и справедливыми? Люди, не побеждавшие даже в одном округе в борьбе за депутатские мандаты, вдруг превращались в «кумиры» всего населения, набирали по 80 и более процентов голосов избирателей при 25-30 процентах посещаемости.
 
«Всеобщего» одобрения получали те вопросы на референдумах, суть которых так и не доходила до народа. Дело дошло до того, что референдумы стали проводить в условиях ЧП и даже вкупе с другими вопросами выбирать президента, годами жить без судов. Очевидно, что люди голосуют не за конкретного человека, а за власть как таковую. Значит, чтобы одержать победу на выборах, предварительно нужно власть захватить? Так было в 2005-м и в 2010-м. В этом ряду правила формирования политэлиты, установленные последней Конституцией, находятся в особом ряду в силу неординарности и беспрецедентности. В соответствии с ними теперь нами в значительной степени руководят люди, ранее не работавшие даже звеньевыми, зато хорошо разбирающиеся в правилах построения особых отношений.
 
Недавно по местному телеканалу прошел фильм, смонтированный из кадров о различных митингах, прошедших в разное время, о революционных достижениях кыргызских робеспьеров. Какие речи пламенные, и, кажется, помыслы чисты. Но, справедливости ради следует отметить: фильм конъюнктурно перегружен, отдельные весьма важные моменты исключены, другие вмонтированы, вероятно, по мотивам личного возвеличивания либо неприязни. Так история не восстанавливается. Маленькая полуправда порождает большое недоверие. Эти страстные речи могли бы звучать, если бы их авторы сегодня отличались от тех, кого клеймят позором, обвиняют в злодеяниях. В целом фильм производит впечатление неуклюжей попытки восстановить напрочь утраченную легитимность, доверие людей, запас прочности.
 
...Иные говорят, что мы перешли к парламентской форме правления. Да никуда мы не перешли! Расхлебываем ту же кашу, только в другой миске. Но зато изменились правила формирования правящей элиты, установилась беззастенчивая, политически коррупционная продажа мест в списках партий, после чего прошедшие в парламент возвращают свои деньги уже продажей государственных должностей. В результате теперь эта элита - переполненная корыстью бездарность. Люди же, полагая, что вся беда от парламентской формы правления, призывают вернуться к тому мракобесию, откуда мы все едва унесли ноги. Форма правления вовсе не причем. До тех пор пока выборы не будут честными и справедливыми, власть свое лицо не изменит.
 
Честные выборы - это, конечно, опасность для любого режима, пришедшего к власти путем фальсификаций или насилия. Пойдут они на это? Нет, конечно. Тогда народ будет вновь вынужден прибегнуть к силе. Революции возникают там и тогда, где нет своевременной, законной смены власти, справедливых, честных, открытых выборов и судов, справедливого, социально ориентированного распределения государственных ресурсов, собственности, дееспособного правительства.
 
У нас есть из этого ряда хоть один положительный показатель? Так кто же готовит революцию? Ведь она становится все вероятнее. В надежде на установившееся правило - кто свергает власть, тот и будет ею обладать, желающих прибегнуть к силе становится все больше. Опыт показывает, что это самый короткий путь к ней. Отчего же не воспользоваться? Главное, надо действовать наверняка, иначе займешь место рядом с Ташиевым.
 
Идея поиска так называемой оппозицией стенобитного орудия для свержения власти столь же губительна, как и сохранение недееспособного, саморазрушительного режима. Склонность неких слоев общества, в том числе интеллигенции, думать, что этот таран потом будет созидательным, - самообман. Всякая революция имеет своего матроса Железняка, требующего дивиденды. Мы дважды изведали горькие плоды этой иллюзии. Кстати, с трибуны парламента в 2005 году я предупреждал о губительных последствиях появления из бутылки - не джина, нет, - дьявола, способного пожирать всех нас. Так оно и вышло.
 
И что же теперь делать? Прежде всего, избавить людей от угрозы третьей катастрофы, третьего бунта, который имеет предпосылки перерастания в межрегиональные столкновения, затем и распада государства. В сложившихся условиях идеальным был бы вариант радикальных конституционных и иных реформ, инициированных властями. Но это маловероятно.
 
Другой вариант, предложенный большинством здравомыслящих политических сил, - слом деградирующей матрицы, демонтаж не оправдавшей себя бесформенной системы государственного управления. Для этого нужно хотя бы объединиться по типу координационного совета оппозиционных сил в России и с помощью законных мер инициировать изменения и принуждать к этому власть.
 
В идеале вся власть снизу доверху должна безраздельно принадлежать кенешам - представителям народа, избранным по принципиально новой, честной, справедливой избирательной системе. Правительство снизу доверху должно формироваться только кенешами и быть в их исключительной подотчетности. Государственные администрации на местах, как основное звено узурпации власти, должны быть заменены на представителей центральной власти с наблюдательными, надзорными функциями. Руководство укрупненными административно-территориальными единицами должно осуществляться налогами и законами. На деле, в действующей системе, это фундаментальное право народа декларировано половинчато и не имеет эффекта. Свидетельством тому служат последние выборы в местные кенеши.
 
Управление государством при помощи демократических методов, безусловно, - дело тяжелое, хлопотное, требующее больших познаний. Но мы ведь даже не пробовали, не приступали к нему.
 
С чего начать? Надо бы вначале выйти из этого хаоса - состояния неструктурированного ручного управления. Главное - найти разумное содержание, силу преодоления сопротивления заинтересованных в сохранении этого состояния.
 
В сложившихся условиях единственным инструментарием достижения цели может стать легитимное Учредительное собрание (УС), всенародно избранное по определенной норме представительства. Оно было бы второй легитимной конституантой в новейшей истории Кыргызстана. В истории человечества успешные примеры есть, это Россия, США, Франция, Япония... Ведь временное правительство России в 1917 году пошло на создание УС. А у нашего ВП жажда власти и наживы оказалась приоритетнее.
 
Главное, выборы в УС должны пройти по новым правилам. Кто будет их проводить? В лучшем случае под давлением масс их осуществят государственные уполномоченные органы, в худшем - оппозиционный координационный совет путем ненасильственного сопротивления, инициированного референдума и т.д.
 
Учредительное собрание создает временное правительство народного доверия, вырабатывает проект новой Конституции республики, новый Кодекс о выборах, политических партиях, проводит их всенародное обсуждение, выносит их на референдум. По итогам референдума, в соответствии с новой Конституцией, УС проводит выборы в парламент и со дня первого его заседания завершает свое существование либо преобразовывается в Верхнюю палату парламента с ограниченными, рекомендательными полномочиями, с правом собираться один раз в год на срок не более трех дней.
 
Ничего нового, особо изобретательного в том, что я предлагаю, нет. Просто УС, в особенности процедура его создания, делает этот орган единственно законной, легитимной конституантой.
 
Прошу обратить особое внимание, что формирование новых представителей этой бесформенной системы управления по существующим правилам равносильно самоуничтожению. Не попадитесь на очередной обман. Придут те же самые. Всякий, кто предлагает распустить парламент, отправить в отставку правительство без предваряющих это больших политических реформ, по умыслу либо недоразумению подыгрывает властям.
 
Учитывая сложившиеся обстоятельства, при формировании структур власти по новым правилам необходимо создать условия пропорционального разделения ее между югом и севером республики. Для этого на избираемые общенародно либо парламентом политические должности кандидаты должны выдвигаться попарно (если сохраняется президент, то должен быть введен пост вице-президента, председатель Верховного суда, его первый заместитель). Борьба за должности в наших условиях - основной побудительный мотив дестабилизации.
 
Выборы в парламент должны проводиться по девяти многомандатным округам и по партийным спискам. Голосование осуществляться не только за партии, но и за каждого кандидата в списке. Избирательные комиссии - формироваться исключительно из числа выдвиженцев партий, участвующих в выборах. Процесс голосования через Интернет, онлайн выводится на центральный и иные мониторы. Каждый избиратель имеет персональную избирательную карточку и получает бюллетень из модуля при предъявлении карточки и ввода персонального кода (примерно как в банкомате).
 
Избранными в парламент будут считаться три партии, набравшие наибольшее число голосов, но не менее 10 процентов от общего числа избирателей. Правительство формируют две лидирующие партии, третья обязательно находится в оппозиции, в коалицию не входит ни при каких обстоятельствах.
 
Коалиция двух победивших партий формирует правительство. Определенный ими премьер-министр и его первый заместитель исключительно самостоятельно определяют структуру и состав кабмина и без вмешательства парламента руководят им. Оценка деятельности правительства парламентом проводится лишь один раз в год. Полномочия между премьер-министром и его первым заместителем конституционно распределяются (экономический и силовой), что должно обеспечить региональные амбиции элиты.
 
Президент избирается парламентом и имеет ограниченные, представительские полномочия.
 
Всенародное избрание председателя ВС и его первого заместителя, избрание руководителей нижестоящих судов органами судейского самоуправления позволит обеспечить самостоятельность и независимость судов от других ветвей власти. Избранному председателю ВС и его первому заместителю предоставляется право инициативного надзора за принятыми судами решениями и принесение представления о пересмотре дел особой инстанцией (пленум).
 
Всенародно избираемый независимый прокурор в составе ГП и назначаемые им независимые прокуроры в регионах позволят избавиться от политической перегруженности органов публичной прокуратуры. Сама прокуратура должна быть лишена права инициативного надзора и должна работать по исключительной подследственности и исключительно по жалобам потерпевших.
 
Органы внутренних дел должны быть разделены на две части - криминальную и муниципальную. Муниципальная часть милиции подчиняется органам местного самоуправления и формируется в большей части местными кенешами, а в процессуальной части - органами МВД.
 
Перечисленные мною меры - лишь небольшая часть необходимых кардинальных реформ. Они должны быть концептуально выработаны, обсуждены и приняты к руководству.
 
Думаю, реформа по модернизации государственного устройства должна начаться незамедлительно. Учредительное собрание должно быть создано не позднее весны следующего года, а новая Конституция принята до осени 2014-го. Всякая затяжка, волокита несут в себе угрозу гражданских столкновений, перерастания их в межрегиональные конфликты и, как следствие, распада государства.
 
Кубатбек Байболов,
общественный деятель
Источник - "24.kg"