19 ноября 2009 года бизнесмен, бывший Премьер министр КР Данияр Усенов в своих личных интересах обратился к бывшему министру финансов КР Марату Султанову, ныне депутату ЖК и к бывшему главе Налоговой службы КР, ныне депутату ЖК Ахматбеку Келдибекову с вопросом: Как можно обойти Налоговый Кодекс и списать долг иностранной компании от налогообложения?
 
Главный финансист и главный налоговик республики ответили, что они финансисты, а не юристы и не знают юридических тонкостей закона и  «лазеек», по которым можно обойти Налоговый Кодекс для списания долга и освобождения от налога не только иностранных компаний, но и местных производителей и предпринимателей.
 
Далее Данияру Усенову сказали, что списание долгов и освобождение от обязательных платежей в бюджет, это прерогатива законодателей, а они всего лишь исполнители принятых Жогорку Кенешем нормативно- правовых законодательных актов.
 
Не добившись желаемого результата,  Д.Усенов письменно обратился  к бывшему министру Юстиции КР, а ныне депутату ЖК Курмантаю Абдиеву с просьбой, чтобы он нашел пробелы подзаконных актов о списании налоговых задолженностей с ЗАО «Кумтор Оперейтинг» на сумму 1 млрд. 359 млн. сомов (32 млн. 585 тыс. 706,8 долларов США).
 
Говорят, что у К. Абдиева волосы поднялись дыбом от этой астрономической суммы и он наотрез отказался участвовать в мошеннической афере и готов был уйти с должности министра, чтобы жить и спать спокойно до старости лет.
 
Данияр Усенов был в смятении и не знал, как обогатиться за счет инвестора. Но тут, как палочка выручалочка, объявилась «доброжелатель» статс-секретарь Минюста Аида Салянова. Она показала себя знающим специалистом в финансовых аферах и нашла возможность хитроумно обойти налоговое законодательство. Без проблем. Без вмешательства законодателей и президента страны. По «лазейке», указанной Саляновой Аидой, можно было  по «закону» списать любые долги, кому угодно.
 
Но это только поверхностное мнение. Копни глубже, нарушения законодательства налицо.
 
 2 декабря 2009 года Аида Салянова отправляет официальное письмо в Государственную налоговую службу КР (исх. № 02-4/10344). В нем, по поручению Аппарата Правительства КР (исх. № 1-26/3 от 19.11.2009 года) она пишет: «Рассмотрев проект постановления Правительства КР по ЗАО «Кумтор Оперейтинг компании», сообщаю следующее: «... нормативно правовым актом является официальный документ, направленный на установление, изменение или отмену норм и права, и поскольку данный проект постановления (Усенова) не содержит нормативно-правовую нагрузку, предлагаю оформить вышеуказанный проект в форме распоряжения Правительства».
 
То есть, А. Салянова, взяв на себя функции министра Юстиции, дает юридическое обоснованное заключение, что Д.Усенов своим распоряжением может отменить статьи Налогового Кодекса КР, тем самым натолкнув его на совершение финансового должностного преступления. 
 
Здесь очевидно, что Аида Салянова вошла в сговор с Данияром Усеновым, написав философский трактат для ГНС в завуалированной форме, чтобы ни один из финансистов не мог расшифровать  её намерений. Она дает официальное пояснение на бланке Минюста, что Распоряжение Правительства  за подписью премьера, является подзаконным актом, при помощи которого можно на законном основании освобождать любое юридическое или физическое лицо от налогообложения и можно списать любую сумму долга.   
 
 На данное провокационное письмо Аиды Саляновой главный налоговик  Ахматбек Келдибеков и главный финансист Марат Султанов  не повелись. Они не поддались афере, хотя им грозило увольнение.
 
Впоследствии, Д.Усенов освободил   с должности председателя ГНС А.Келдибекова. Временно председателем ГНС был назначен Ж. Эшекулов, который в знак благодарности оформил соответствующие документы по списанию налога иностранной компании на основании распоряжения Правительства КР. Схема, предложенная Аидой Саляновой, сработала.
 
Министр Финансов Марат Султанов категорически отказывается участвовать в сомнительном списании. Но нашелся услужливый его заместитель А. Кожошев и с письмом (исх. № 14-3-2/9820 от 02.12.2009 года) обратился в ГНИ при Правительстве КР: «... во исполнения поручения ... Д. Усенова ... требования по ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компании» сообщает, что замечаний и предложений не имеет» (выдержка из письма дается без правки).
 
Заместитель министра финансов А. Кожоев считает, деньги в размере 1 млрд. 359 млн. сомов можно списать в пользу иностранного инвестора на основании письма А. Саляновой. При этом замминистра не мог не знать, что сознательно нарушает закон, оказывая услугу Д. Усенову в ущерб государству. Президент  в известность не был поставлен.
 
Аида Салянова, как статс-секретарь, не имела права подписывать документы на государственном уровне. Она должна была заниматься кадровой и организационной работой в Минюсте.
 
 А. Салянова грубо нарушила статью 5 Конституцию КР, выйдя за рамки своих конституционных полномочий.
При бытности статс-секретарем, Аида Салянова способствовала списанию долга иностранной компании ЗАО «Кумтор Оперейтинг» по налогам, не за «красивые глазки». Никто не поверит, что списание долга в размере  1 млрд. 359 млн. сомов, может быть совершенно просто так, «за спасибо» или  «красивые глазки».
 
Вот об этом говорил народу Садыр Жапаров с трибуны 3 октября 2012 года. На мирном митинге он говорил об этих полтора миллиардах сомов, которые «Кумтор» был должен бюджету КР, но не оплатил, а просто ему этот долг был списан. Вот, что явилось причиной того, что Садыра Жапарова взяли под стражу. Садыра Жапарова осудили по ложным и надуманным  обвинениям.
 
...СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
 
26 марта 2013 года Первый заместитель Председателя ГКНБ КР Б. Сыдыгалиев дал ответ (исх. № Ж-176) депутату Жогорку Кенеша КР Садыру Жапарову содержащемуся в СИЗО ГКНБ. В нем он  сообщает: «...была проведена проверка в отношении действий бывшего статс-секретаря Министерства Юстиции КР Саляновой А. Ж. и бывшего Премьер-министра КР Усенова  Д. Т.
 
По результатам проверки, 21.03.2013 года, СУ ГКНБ КР  было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении бывших сотрудников Минюста КР Саляновой  Аиды Женишбековны, бывшего Председателя ГНС при Правительстве КР Келдибекова Ахматбека и бывшего министра финансов КР Султанова Марата Абдразаковича, за отсутствием в их действиях состава преступления».
 
В этом ответе по результатам проверки ГКНБ скрыт факт участия  бывшего Премьер-министра КР Усенова Д. Т., а также бывших финансистов Ж. Эшенкулова   и А. Кожоева в афере. Нет ответа на вопрос -  имеются ли в действиях замминистров  составы преступления?
 
Кроме того, следственное Управление ГКНБ не приняло во внимание тот факт, что главный государственный инспектор Счетной палаты КР Г. Жумагулов и государственные инспекторы Счетной палаты М. Сакиев,  С. Эмилбаев, и К. Эсенов, проверив доходную часть республиканского (консолидированного) бюджета по использованию бюджетных, специальных и внебюджетных средств и анализа эффективности администрирования налогов и сборов за 2009 год и 1-квартал 2010 года,  дали ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
 
На основании неправомерного распоряжения Премьер-министра КР Д. Усенова от 15 декабря 2009 года №684-Р, принято с превышением полномочий в нарушение статей 11, 12, и 25 Конституционного Закона КР «О Правительстве КР», соответственно списано налоговое обязательство ЗАО «Кумтор Голд Компании» и ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компании» в сумме 1млрд. 359,0 млн. сомов.
 
Проверяющие Счетной палаты считают, что основанием для незаконного списания бюджетных денег, явилось письмо Министерства Юстиции КР за подписью А. Саляновой, хотя она как статс-секретарь не имела права подписывать за министра юстиции документы, а тем более  давать толкования законам и подзаконным актам. Очевидно, что Аида Салянова вышла за рамки  своих должностных полномочий.
 
Учитывая факт, что Аида Женишбековна в настоящее время занимает пост Генерального прокурора, возникает резонный вопрос - как может провести объективную проверку СУ ГКНБ, если следственный орган ГКНБ находится под контролем Генеральной прокуратуры?
 
Для объективного расследования Президент КР и Жогорку Кенеш КРдолжны были временно отстранить главу надзорного органа Аиду Салянову от занимаемой должности, чтобы не было давления на следствие.
Необходимо было дать разъяснения в СМИ и доказать, что с Д. Усеновым её ничего не связывает. Или все надо было валить на Курманбека Бакиева.  И  народ поверил бы, что не было сговора о «распиле» бюджетных денег в сумме 1359,0 млн. сомов между Д. Усеновым, А. Саляновой, Ж. Эшенкуловым и А. Кожоевым.
 
Вместо этого нынешний Генпрокурор КР, играя на публику, обвиняет Садыра Жапарова, который дал огласке её аферу, на Марата Султанова и Ахматбека Кельдибекова, которые отказались подписывать сей незаконный документ А. Саляновой и за это поплатились своими должностями. 
 
Данный факт рано или поздно будет раскрыт, но только при смене власти, а в данное время депутаты Жогорку Кенеша будут слушать «басни» от  Аиды Саляновой, тем самым не проводя парламентское расследование, отдавая на «съедение» мафиозным коррумпированным чиновникам своих коллег, которых Аида Салянова будет назначать виновными. Что касается самой Саляновой, её вина полностью будет доказана, когда она освободит кресло Генерального прокурора КР. И это дело ближайшего будущего.
 
СЕЙЧАС МОГУ ВОЗБУДИТЬ ... 
 
19 апреля 2013 года в СМИ Аида Салянова дала интервью газете «Вечерний Бишкек», в котором она заявляет: «...Я удивляюсь, что Садыр Жапаров не говорит о своих однопартийцах, которые инициировали этот вопрос, подписывали документ, а говорит о статс-секретаре Минюста Аиде Саляновой, которая как-будто сама решила этот вопрос. Сейчас я могу возбудить уголовное дело «за ложный донос». Но, чтобы потом не говорили о конфликте интересов, что я воспользовалась своим должностным положением, я не поднимаю этот вопрос.  ГКНБ дало свое решение.
 
Я думаю, что когда-нибудь Садыр Жапаров перестанет быть депутатом, и этот вопрос может быть возобновлен любым следователем РОВД», сообщила генпрокурор.
 
Но при этом она умалчивает, что по материалам проверки  СУ ГКНБ в отношении Келдибекова А.К. и Султанова М.А. ничего нет. Речь идет о Данияре  Усенове, Аиде Саляновой,  Ж. Эшенкулове и А. Кожоеве. Вот эта группа чиновников, которые провернули это дело.
 
Однопартийцы С. Жапарова, о которых говорит Аида Спалянова – это  Ахматбек Келдибеков и Марат Султанов. Но они чисты перед законом. Об этом Генпрокурор прекрасно знает.
 
Аида Салянова цинично обманывает, заявляя, что она не будет возбуждать уголовное дело против Садыра Жапарова по статье «Ложный донос».
 
3 апреля 2013 года следователь Генеральной прокуратуры КР по особым делам Эмир Каримов ознакомил меня с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ о возбуждении уголовного дела №150-13-41 от 25 марта 2013 года. Депутат ЖК КР Жапаров Садыр Нургожоевич обвиняется по признакам совершения преступления по статье 329 части 2 УК КР «Заведомо ложный донос». Личная подпись Генпрокурора стоит.
 
Можно ли верить Генпрокурору, которая по телевидению и в печатных СМИ заявляет одно, а на самом деле делает другое?
 
18 апреля идет информация, что она не будет использовать свое служебное положение, чтобы возбудить против С. Жапарова уголовное дело, но в это время дело было уже давно возбуждено. Постановление о возбуждении уголовного дела по статье 329 ч. 2 УК, было подписано Аидой Саляновой еще 25 марта 2013 года, то есть тремя неделями раньше, её публичных заявлений.
 
В данном постановлении о возбуждении уголовного дела №150-13-41 от 25 марта 2013 года говорится:  3 октября 2012 года на митинге депутат ЖК КР Садыр Жапаров в ходе выступления перед собравшимися публично обвинил Президента КР Атамбаева А.Ш. в бытность  Премьер-министром КР в незаконной передаче 27 августа 2007 года    золоторудного месторождения «Иштамберды» ОсОО «Фулл Голд Майнинг» за 40,0 млн. долл. США, для разработки золотых запасов, которые составляют порядка 80 тонн, общей стоимостью более 4 млрд. долларов США.
 
Высказывания депутата ЖК С. Жапарова, что денежные средства в сумме 30,0 млн. сомов по платежным поручениям от 25 мая 2011 года № 2793 ОАО «Кыргызалтын» зарезервирован на отдельном счете в ОАО «РК Аманбанк» и скрыт от общественности. Что полученные от компании «Кум-Тор» в виде дивидендов деньги, не перечислены в бюджет государству. Сейчас судьба этих денег не известна. Это, ведь, правда!
 
И многие думают, что эти деньги, возможно, прокручивают некоторые бизнесмены. Но это может подтвердить или опровергнуть только бизнесмен Осмон Артыкбаев, бывший глава «Кыргызалтына».
 
Согласно Конституции КР статьи 31, 33 "Каждый гражданин имеет право на свободу мысли и выражения своего мнения в СМИ, а также свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом".
 
Конституция гарантирует государственную и судебную защиту, никто не может быть подвергнут уголовному преследованию за распространения информации, порочащую честь и достоинство личности, в том числе и президента страны, и Генпрокурора.
 
Генпрокурор Аида Салянова вышла за рамки конституционного закона, а также  данное постановление №150-13-41  составлено с грубым нарушением статьи 151 УПК КР, то есть, нет ни письменного, ни устного  заявление  потерпевшего Алмазбека Атамбаева, на которого якобы поступил ложный донос в правоохранительные органы.
 
Кроме того, отсутствует КУП (количество и учет преступлений), то есть, нарушена ИНСТРУКЦИЯ МВД КР от 26.09.2001 года за № 415 «О порядке приема, учета и регистрации заявлений, сообщений и других информаций о преступлениях и происшествиях», то есть уголовное дело №150-13-41 в отношении депутата ЖК Садыра Жапарова возбуждено Генпрокурором незаконно. Нет ни заявителя, ни потерпевших.
 
И самое страшное, Генпрокурор поставила себя выше Конституции, взяв под стражу депутатов, не лишенных депутатских мандатов.
 
Теперь, следователь ГП по ОВД Эмир Каримов в нарушение статьи 31 и 33 Конституции КР, пользуясь беспомощным состоянием депутата ЖК КР Садыра Жапарова содержащего в СИЗО ГКНБ, принуждает его к даче показаний, грубо нарушая статью 325 УПК КР.
 
Сотрудники прокуратуры систематически грубо нарушают  конституционное законодательство. Они до сих пор не могут понять, что из-за их беспредела в Кыргызстане произошло два государственных переворота.
 
Акин  ТОКТАЛИЕВ,
                                                                             адвокат-правозащитник