Эксперты сравнили события марта 2005 года и апреля 2010-го и их последствия. И высказали мнение, какую дату они считают революцией. При этом многие называют события марта 2005 года и апреля 2010-го не революцией, а государственным переворотом, благодаря которому во власти оказались экс-оппозиционеры, один клан сменился другим. Впрочем, ни для кого не секрет, что авторами как первой, так и второй революций выступили практически одни и те же лица.Кыргызстан за годы независимости из "островка демократии" первого президента Аскара Акаева успел превратиться в революционное государство, где путем митингов, сопровождающихся мародерством, меняются форма правления и власть.
 
Доктор исторических наук профессор Айнура Арзыматова в разговоре с корреспондентом "ВБ" отметила, что сравнивание обеих революций и вправду стало популярным.
 
"Спор наблюдается вокруг того, какая из смены власти больше соответствует понятию революции. Те, кто не хочет видеть в мартовских событиях 2005 года революцию, называют 24 марта восстанием, обосновывая это приходом к власти Курманбека Бакиева.
 
Такой позиции придерживается и президент Алмазбек Атамбаев. В одном из своих обращений он заявил, что Бакиев пришел к власти и "украл" "тюльпановую революцию". На мой взгляд, события 2005 и 2010 годов являются революциями в одинаковой степени", - сказала она.
 
Арзыматова пояснила, что оба события имеют одинаковые природу и причины совершения. "Разница лишь в том, что к 7 апреля 2010 года проблемы, ставшие причиной массового недовольства, многократно усугубились", - подчеркнула она.
 
Профессор добавила, что в период президентства Алмазбека Атамбаева основные изменения должны коснуться кадровой политики.
 
"Поводом мартовской революции 2005 года стали несправедливые парламентские выборы, апрельской 2010-го – повышение тарифов и введение 60 тыйынов за подключение для сотовых операторов. Поводом же третьей революции может стать кадровая политика властей. Одни и те же люди плавно переходят из команды одного президента к другому. У Атамбаева не получается изменить кадровую политику, которая была создана его предшественниками", - заметила аналитик.
 
Политолог Токтогул Какчекеев пояснил "ВБ" свою точку зрения: "В апреле 2010 года произошла революция, причиной свершения которой стал народный гнев против "бакиевщины" и узурпации власти".
Он отметил, что усугубление экономического кризиса в республике сегодня является нормальным процессом. "Любая революция приводит к нищете государство. Но постепенно страна встает на ноги. Чтобы действительно что-то изменить, власть должна совершить финансовую и технологическую революции. И люди должны трудиться не покладая рук. А те, кто выходит на митинги, рассуждают о демократии, однако не могут вспахать свой огород, наносят огромный вред государству", - сказал эксперт.
 
Политолог Марс Сариев рассказал в интервью "ВБ", что и 24 марта 2005 года в стране наблюдалась революционная ситуация. "Народ был готов, инициативу перехватили группы политиков и использовали массовое недовольство в своих интересах. А события 2010 года – это и вправду революция", - считает он.
Эксперт отметил, что политики, участвовавшие в мартовской революции 2005 года, а потом и в апрельской 2010-го, действительно хотели изменить жизнь граждан к лучшему.
 
"Но все уперлось в систему. Будучи выходцами из советской системы, основанной на хозяйственной номенклатуре, на которую наложилась наша сетевая культура с родоплеменными отношениями, пришедшие к власти политики не смогли ничего сделать. Даже тот же Аскар Акаев – академик, который, в отличие от нынешних власть имущих, умел мыслить системно, не смог ничего изменить. Возможно, если бы у Акаева оказалась сильная команда, то он смог бы поднять страну за 10 лет своего правления, но этого не случилось", - сказал он.
 
Вместе с тем Сариев заметил, что изменение системы - эволюционный процесс.
 
"И сегодня идут очищение и коррекция. Происходит развернутая борьба с коррупцией, а правила игры в политике стали меняться. Со стороны кажется, что монолитность партии власти СДПК и парламентской коалиции большинства пошатнулась. Но на самом деле скандалы вокруг ГРС, заявления члена фракции Данияра Тербишалиева о незаконной раздаче земель в парковой зоне столицы при мэрстве ставленника СДПК Исы Омуркулова, скандалы вокруг персоны главы Госагентства по геологии и минеральным ресурсам Ишимбая Чунуева - это не разбор полетов внутри СДПК или коалиции. Здесь действует принцип "все, что нас не убивает, делает сильнее". Первые три года никаких результатов от революции мы не наблюдали. Только сейчас она стала приносить свои плоды. Партия власти, пусть и через три года после революции 2010 года, но все же поняла, что продвижение корпоративных интересов ни к чему не приведет. Она поняла, что нужно очиститься и завоевывать сердца людей. Но в первую очередь это осознал президент Алмазбек Атамбаев", - пояснил эксперт.
 
Сариев подчеркнул, что к этому его натолкнули последние митинги на юге в поддержку осужденных депутатов от оппозиционной фракции "Ата-Журт" Камчыбека Ташиева, Таланта Мамытова и Садыра Жапарова.
 
"Атамбаев понял, что, если в Кыргызстане не провозгласить равенство всех перед законом, с ним может случиться то же самое, что и с его предшественниками. Ситуация вокруг Ташиева угасла, поскольку власть начала принимать конкретные меры для изменения системы управления и вести борьбу с коррупцией. Именно по этой причине оппозиция не смогла поднять людей. Получилось, что, пока ситуация не прижала, власти ничего не делали. Но это способствовало тому, что Атамбаев перешел с позиции отражения интересов корпоративных групп к позиции интересов народа", - добавил он.
 
Доктор социологических наук, глава ОО "Инновационные решения" Гульнара Ибраева считает: "Революция должна привести к изменениям системы власти. Политическая система изменилась, но трудно говорить об изменении системы принятия решений. Она пока осталась прежней. Соответственно остается спорным вопрос, были ли апрельские события революцией".
 
По ее словам, в Кыргызстане наблюдается бесполезный плюрализм мнений после апрельских событий.
 
"Но при этом принятие многих решений характеризуется согласованностью ветвей власти. В частности, мы видим согласованный между ветвями власти законотворческий процесс. Политики вынуждены договариваться, поскольку монополия на истину разрушена. Это позитивный момент, поскольку он дает движение к политическому плюрализму", - добавила Ибраева.
 
Она сказала, что именно благодаря распаду монополии на истину не получилось полностью отобрать у представителей партии "Ата Мекен" образ демократов, сделавших революцию, поставить на них клеймо мародеров и посадить за решетку.
 
"Именно из-за отсутствия монополии на истину не получается сделать из альфовцев виновников. И политики сегодня рискуют тем, что их имидж будет выстраиваться не ими самими, а другими", - пояснила глава ОО.
 
"Один из негативных результатов апрельской революции – это усиление тенденции охлократии, когда идет попытка оказывать давление при принятии решений на органы власти. В рамках этой охлократии гражданские активисты создали своеобразные группы политических интересов и оказывают давление. Таким образом они взяли себе не свойственные им функции", - заключила Ибраева.
 
Продолжение следует...
Эльвира Темир,
Толгонай Осмонгазиева