На прошлой неделе в  Первомайском районном суде города Бишкека на заседании под председательством судьи Адылбека Субанкулова при рассмотрении дела, незаконно возбужденного уголовного Генеральной прокуратурой по статьям «попытка насильственного захвата власти» и «призывы к свержению государственного устройства», давали показания телохранители К.Ташиева и несколько потерпевших.
 
Во время суда защитниками трех депутатов был поднят вопрос о лишении 15 человек статуса потерпевших. Ссылаясь на материалы дела, адвокаты сказали, что для признания этих людей потерпевшими постановление следователя не заполнено на должном уровне. Будто этого мало, выяснилось, регистрацию потерпевших в списке заполнял следователь, не входящий в следственную группу. Судья ответил, что в ходе судебного заседания будет выяснено, являются ли эти люди потерпевшими или нет.
 
На прошлой неделе судебное заседание началось с дачи показаний общественными помощниками-телохранителями Камчыбека Ташиева. На первом заседании государственный обвинитель А.Иманбеков говорил, что 25 сентября 2012 года Ташиев, Мамытов, Жапаров, три телохранителя - Исаев, Камчыбеков, Кадыралиев, генерал-майор К.Кожоналиев собрались в рабочем кабинете Садыра Жапарова, где планировали захватить власть 3 октября.
 
Генерал-майор Кубатбек Кожоналиев уже говорил, что обвинение по тяжким статьям трем депутатам предъявлено на основе показания свидетелей, работающих под засекреченными именами «Патриот» и «Охотник». Они в свое время не могли рассказать, из каких источников почерпнули такую информацию. Следовательно, такие свидетельские показания не могут применяться для применения в суде. Но тем не менее, государственные обвинители стараются доказать вину трех депутатов любыми путями. Однако, не имея на руках никаких доказательств, кроме показаний, как сказал Кожоналиев, «засекреченных людей», вызывает интерес, как они превратят в правду негласный сговор вышеуказанных лиц с целью захвата власти? К тому же все три телохранителя Ташиева: Исаев, Камчыбеков, Кадырбаев не участвовали в таком разговоре 25 сентября и даже не знают, где находится рабочий кабинет Садыра Жапарова, сказали, что находились в другом месте. Уже из одного этого видно, что это уголовное дело сфабриковано.
 
Как сообщил телохранитель лидера «Ата Журта» Каныбек Камчыбеков на судебном заседании, причиной перепрыгивания Камчыбека Ташиева через ограду Белого дома стала стрельба со двора Белого дома. «В какой-то момент пришел Ташиев, собравшийся народ потребовал, чтобы он выступил. Я стоял рядом с ним, охранял. Я даже не обращал внимания, что он говорит. Потом мы направились в сторону Белого дома. При нашем подходе к воротам, изнутри со двора начали стрелять. Идущий сзади народ стал напирать на нас сзади. После того как со двора Белого дома начали стрелять, Ташиев, чтобы остановить стрельбу, был вынужден перепрыгнуть через ворота. Следом за ним перепрыгнули и мы. Там мы никого не избивали. Но Т.Мамытов получил ранение. Я видел это. Ташиев направился дальше, чтобы зайти в парламент, но солдаты его не пропустили», - рассказал Каныбек. Как стало известно в тот день на судебном процессе, в действительности первыми применили силу против народа правоохранительные органы. Депутат Ж.Жолдошева отметила, что от резиновых пуль, «бомб» со слезоточивым газом пострадало много людей, и удивилась: «Почему их не вызвали в суд как потерпевших?» Кстати, допрошенные первыми потерпевшие не могли сказать ничего вразумительного. Они в один голос отмечали, что не имеют никаких претензий к подсудимым.
 
По словам сотрудника 9-ой службы ГКНБ Дооронбека Надырбекова, в момент происшествия он не видел ни одного человека из подсудимых. Он сказал: «Не имею претензий к этим людям». К.Ташиев поинтересовался, видел ли он отснятое 3 октября видео. Но потерпевший ответил, что не видел видео. Ташиев сказал: «Участников митинга 3 октября по телеканалам власть показывала так, как хотела. Из этой видеозаписи они вырезали нужные себе места, использовали против нас. Там четко и явственно видно: мы никого не избивали. Я всего лишь просил не стрелять».
 
По словам руководителя 9-ой службы ГКНБ Жолдошбека Аралова, когда он вышел из Белого дома, около 20-30 человек перепрыгнули через ворота Белого дома, уже спустились во двор и ходили там. «Но Ташиев меня не бил, у меня нет никаких претензий ни к Ташиеву, ни к другим обвиняемым»,- сказал он.
 
Ну, а по сообщению сотрудника 9-ой службы ГКНБ Эмильбека Исаева, он не видел в руках перепрыгнувших через ворота и вошедших людей камней, железа и других вещей. Исаев тоже присоединился к словам предыдущих потерпевших, отметил отсутствие у него претензии к подсудимым.
 
Лидер партии «Ата Журт» Камчыбек Ташиев, комментируя сообщения вышеуказанных потерпевших, сказал, что предъявленные ему обвинения надуманны. «Приведу один пример. Я ознакомился с делом. Там написано, что я во время митинга побил 15 охранников Белого дома. В то же время и следствие говорит, что у меня в руке был камень размером 5-7 мм (так в источнике). Как я могу с двумя маленькими камешками ранить 15 человек? Тогда выходит, мы этими двумя маленькими камешками по очереди избивали тех 15 человек, проходящих потерпевшими по делу? Как такое укладывается в голове? Значит, все эти обстоятельства указывают на фальсификацию дел. Следователь приводит фальшивые подтверждения. Они действуют, только чтобы оппозиционных депутатов – меня, Садыра Жапарова и Таланта Мамытова посадить за железную решетку. Посадить нас - политический заказ был сверху»,- сказал Ташиев.
 
На судебном процессе депутат фракции «Ата Журт» Жылдыз Жолдошева сообщала, что руководитель 9-го управления Замир Сабаев написал заявление, что не имеет претензий к трем сидящим в заключении депутатам. «Сабаев якобы был избит 3 октября митингующими, вошедшими в Белый дом. В этом возбужденном уголовном деле он оказался единственным потерпевшим. Он сам написал заявление, сообщил, что не имеет никаких претензий к Мамытову, Ташиеву, Жапарову. Если он является единственным потерпевшим и написал заявление, то вы, государственные обвинители, о каких еще потерпевших говорите? З.Сабаева я видела только что, 6 февраля, в китайском посольстве. Еще раз переспросила его, он подтвердил, что не имеет никаких претензий. Кроме него по видеозаписи я не видела ни одного другого потерпевшего»,- сказала Ж.Жолдошева. Однако руководитель службы 9-го отделения в судебном заседании давал хаотичные показания и не только по сказанному им Жолдошевой, но и показаниям, данным во время следствия. В связи с тем, что Замир Сабаев говорил, высоко повышая голос на властно сидящих в зале, и давал противоречащие самому себе показания, адвокаты пролили много пота, снова и снова задавли уточняющие вопросы по каждому его слову. После каждого уточняющего вопроса Сабаев говорил еще о чем-то, пока не запутал всех. Несмотря на замечания судьи, адвокатов, обвиняемых: «Здесь нет ваших подчиненных воинов, говорите тише», но Сабаев до конца допроса демонстрировал свой уровень. По митингу 3 октября 2012 года Сабаев привел такие слова: «Ташиев совершил попытку захватить власть в стране, пытался захватить Белый дом, являющийся рабочим местом президента страны», «перепрыгнув через ворота Белого дома, закричал: «Не бойтесь, мы захватим власть, я пойду вместе с вами», «старались сломать ворота и шлагбаум», «в мешке какого-то джигита мы нашли пистолет и удостоверение, выданное на имя Мамытова». Короче, такими высказываниями полностью оправдал доверие, оказанное ему сверху. Однако при уточняющих вопросах его показания, данные властным командирским голосом, в особенности: «Они пришли с палками, оружием, камнями», - сразу стали очевидными преувеличениями, говоря иначе, были сказаны в предположительном виде. А слова Сабаева: «Меня избил Талант Мамытов» вышли совсем наоборот. По словам вице-спикера, именно этот Сабаев избил его. «Я могу присягнуть своим высоким  воинским званием, что человек, избивший меня, это именно Сабаев. Если вы настоящий военный человек, можете сказать, что не избивали меня? Можете присягнуть своим чином? Не можете, потому что это правда. К тому же, как можно подбежать к человеку, стоящему возле вооруженного военнослужащего и начать избивать его? Разве позволили бы мне такое? Он сам спровоцировал меня, избил меня, это успели снять на камеры операторы многих телеканалов»,- сказал Т.Мамытов.
 
В свою очередь, Камчыбек Ташиев обратил внимание на неадекватность поведения Замира Сабаева по его показаниям. «Я считаю, что военный человек, да еще отвечающий за безопасность первых лиц страны воин, должен быть выдержанным. Необходимо исследовать его психологическое состояние и уточнить, есть ли у него право сидеть на занимаемой должности»,- сказал заключенный депутат. Адвокат К.Ташиева Икрамидин Айткулов поддержал это предложение своего подзащитного клиента, сказал о необходимости придерживаться одинакового отношения ко всем участникам процесса. «Камчыбеку Ташиеву тоже проводили такую экспертизу. Тогда почему нельзя проводить   экспертизу потерпевшим? Он постоянно меняет свои показания. Несмотря на предупреждения суда, он продолжает это. Он не управляет собственными эмоциями. Для оценки его показаний необходимо провести экспертизу». Судья дал обещание решить этот вопрос.
 
После Сабаева давали свои показания военнослужащие Национальной гвардии. Но было ясно видно, что они и сами в полной мере не понимают, почему оказались потерпевшими, и что всего лишь по указанию верху участвуют в суде с этим статусом. Из-за запутанных высказываний воинов сидящие в зале пожалели их: «Ой, бедненькие», кроме этих слов воздержались говорить.
 
По высказываниям защитника К.Ташиева, известного общественного деятеля Азимбека Бекназарова: «Стало ясно и прозрачно видно, это судебное дело организовано попросту как показательное дело для других оппонентов власти. «Какое бы ни было уголовное дело, оно должно оснащаться доказанными  документами. А мы сейчас чему являемся свидетелями? Приложенные к уголовному делу документы рядами выходят непригодными. Говоря иначе, возбужденное и скомпонованное уголовное дело рассыпается. Я еще вначале во время митинга в Джалал-Абаде обращался к президенту, просил много не мучиться, а выпустить Ташиева, Жапарова, Мамыова. И это дело стало переходить в сказанное мной русло. Президент все равно будет вынужден освободить трех депутатов. За то, что мучают трех депутатов, а за их спинами и народ, кое-кто может быть сильно наказан президентом», - сказал Бекназаров.
 
По словам экспертов, с течением времени становится все яснее, что это дело возбуждено на основании политического заказа. Хотя нет никаких конкретных доказательств, но говорят, что власть воспользовалась силой политических противников и озабочена тем, чтобы вытеснить их дальше с политической арены. Неспроста говорится, что с приближением весны дело трех депутатов может стать причиной больших волнений. Если учесть это, было бы лучше для власти усовеститься и прекратить гонения на трех депутатов. Время покажет, как в реальности исполняются эти надежды.
 
Мы посчитали правильным закончить нашу статью стихотворением нашего читателя Майрамбека Дуйшеева:
 
Кызматын кылган калк учун,
 
«Кыргыз» деп жумшайт бар кучун,
 
Кормоксон болуп тура албай,
 
Курошуп журот калк учун.
 
Камап бир коё албайсын,
 
«Кыргыз» деп куйгон Камчысын!
 
Корбой атасын кор бийлик,
 
Элдин коз жаш тамчысын,
 
Акыйкаты жок бийлик,
 
Чыгаргын элдин Камчысын!
 
 
 
 
 
 
 
Источник: газета «Майдан.kg» № 5 от 13.02.2013 / стр. 2 и 5   
  http://www.gezitter.org/politic/18001/