Так называемые киргизские правозащитники набросились на Бекназарова за его обвинения в их адрес. Постоянный представитель обвинил некоторые НПО в июньских событиях 2010 года.
Скорое на нашем сайте появится интервью одного из правозащитников Киргизии, который собирается опубликовать книгу о «кухне» данных НПО. Как отметил указанный правозащитник, его книга будет иметь такой же успех, как и книга «Исповедь экономического убийцы» Перкинса. Автор попытается рассказать правду о работе ряда правозащитных организаций в Киргизии.
А пока читайте, какие страсти кипят вокруг заявления Бекназарова:
Выступление спецпредставителя президента на парламентском обсуждению Отчета по исследованию событий на юге Кыргызстана в июне 2010 года вызвало бурную реакцию у представителей НПО. Азимбек Анаркулович заявил, что третьими силами, повинными в июньской трагедии, являются «НПО, правозащитные организации, правозащитники, которые ведут свою политику».
Напомним, что данное заявление стало одной из причин обращения известной правозащитницы, директора правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакуповой в адрес президента.
В своем письме Чолпон Идиновна указывает на то, что в соответствии с Положением «О полномочном представителе Президента КР в ЖК КР», г-н Бекназаров, в силу своих полномочий, выражает позицию или мнение президента КР по обсуждаемым в парламенте вопросам. И попросила президента «подтвердить правомерность и обоснованность подобных высказываний».
Быстро и в неожиданной форме, реакция главы государства последовала. В своем интервью радио «Кабарлар», Роза Исаковна заявила следующее: «Мне не понравилось прозвучавшее в ходе обсуждения мнение о том, что НПО, якобы, являются «третьими силами» в июньской трагедии. Это – совершенно ошибочное мнение. Без их помощи непросто было бы продвигать демократические процессы в стране, они вносят особый вклад в это дело. НПО всегда выступают за справедливость, за сохранение прав и свобод человека».
«Вести» обратились, опять же, к Чолпон Джакуповой с просьбой прокомментировать такую полярную разницу в позициях президента и ее полпреда. По убеждению Чолпон Идиновны, Роза Исаковна, тем самым, попросту публично дезавуировала выходку Азимбека Анаркуловича.
- Этого ее заявления недостаточно. Тут ведь речь идет об административной или, как сами же первые лица государства любят говорить, политической ответственности. В этом случае Отунбаева должна подвергнуть Бекназарова публичной «порке». Ведь он нарушил нормы, регламентирующие его статус. Без согласования с президентом, он не имеет права делать какие бы то ни было заявления, а тем более, высказывать свою личную позицию, - с правовой точки зрения «разнесла» президента и ее полпреда правозащитница.
Также Джакупова заявила «Вестям», так как ее обращение было официально отправлено на имя президента, в течение месяца она будет ждать такого же, официального письменного ответа. Не только по поводу незаконного поведения Бекназарова, но и еще по двум вопросам: нарушению принципа презумпции невиновности в отношении обвиняемых по делу 7 апреля и целесообразности «политической ответственности» деятелей, виновных в трагических событиях прошлого года.
А через месяц, в случае молчания со стороны администрации президента, в обязанности которой входит контролировать реакцию на такие письма, Чолпон Джакупова пообещала подать на нее, администрацию, в Межрайонный суд. По обвинению в бездействии.
- В отличие от наших высоких властных чинов, мы (правозащитники – авт.) действуем исключительно в рамках закона, - обозначила свою позицию директор правовой клиники «Адилет».
В столице Кыргызстана у здания городского суда проходит митинг. Пикетчиков около 10 человек. Они держат в руках плакаты с надписями «Продажных судей - в отставку!», «Не провоцируйте самосуд!».
«В апреле 2011 года гражданин Турции, работавший технологом в супермаркете «Бета Сторес 3» избил и хотел изнасиловать продавщицу, гражданку КР. По решению районного суда он содержался под стражей, но городской суд освободил его под подписку о невыезде. В начале июня коллегия по уголовным делам Верховного суда отменила этот вердикт, оставив в силе решение районного суда. Но мужчина уже скрылся», - сообщил ИА «24.kg» представитель молодежной организации «Жаштар кенеши» Мавлян Аскарбеков.
«Сегодня участники акции из числа представителей НПО и молодежных организаций вновь требуют: в течение 15 дней освободить от занимаемых должностей трех судей городского суда, занимавшихся делом, привлечь их к ответственности и запретить в дальнейшем занимать пост судьи; по отношению к работодателям пострадавшей принять административные меры и решить вопрос выплаты компенсации. Дать правовую оценку действиям сотрудников отдела милиции, которые вели дело. Наше обращение в письменном виде направлено руководству страны», - отметил Мавлян Аскарбеков.
Вопрос разработки программ сотрудничества обсуждался 13 июня в ходе встречи заместителя министра здравоохранения Касымбека Мамбетова с программным координатором Турецкого управления по развитию и сотрудничеству (ТИКА) в КР Толга Кешкином и прибывшими из Турции медиками.
Прибывшие турецкие врачи-кардиологи, кардиохирурги, ортопеды-травматологи, уролог и лор-врач намерены посетить ряд медицинских организаций в городах Бишкек, Ош и Джалал-Абад.
После оценки, как отмечается, состояние медицинских учреждений, оказываемой медицинской помощи пациентам запланировано разработать краткосрочные и долгосрочные программы сотрудничества, которые предполагают оказание медицинской помощи, обмен опытом, обучающие семинары и стажировку как молодых специалистов, так и профессионалов в Турции.
Также после встречи турецкие врачи ортопеды-травматологи проконсультировали одного из пострадавших, получившего огнестрельные ранения во время прошлогодних апрельских событий в Бишкеке.
По данным Минздрава, при поддержке ТИКА в городе Ош идет строительство новой поликлиники на 150 мест с последующим медицинским оснащением, а также начат капитальный ремонт Ошской межобластной объединенной клинической больницы и Джалал-Абадской областной больницы, которые будут оснащены медицинским оборудованием. Всего запланировано финансирование на сумму более 260 млн сомов.
Зять Назарбаева уже разозлил, могущественные кланы начали готовиться к драке
Прошла информация, что газета «Время» и телеканал СТВ («Рахат») перешли под контроль Тимура Кулибаева. По слухам, последний также пытается прибрать к рукам КТК и «Караван». Кое-кто воспринял это как активизацию подготовительной работы к борьбе за власть. Общий лейтмотив таких оценок – настороженно-негативный: мол, не успели с одним зятем разобраться, как по его стопам в большую политику пошел другой.
С точки зрения тех кланов и политических сил, которые противостоят Кулибаеву в борьбе за место под авторитарным солнцем, это прямой вызов – усиление конкурента, естественно, воспринимается болезненно. «Время» – лидер газетного рынка, и переход такого мощного ресурса в руки конкурента существенно меняет ситуацию в информационном поле страны не в их пользу. Но если в том, как на приобретение «Времени» реагируют конкуренты нового хозяина, нет ничего удивительного, то, глядя на войну оппозиции с Кулибаевым и Масимовым, возникает вопрос: а из-за чего сыр-бор, в чем суть противостояния?
Зятья как проклятие оппозиции
Если это борьба за власть, то она по-прежнему в руках Назарбаева и он ее отдавать никому не собирается – ни Кулибаеву, ни тем более оппозиции. Тогда чего делят?
В свое время очень похоже развивались события с противостоянием старшему зятю – Рахату Алиеву. Из войны с Алиевым даже выросло движение «Демократический выбор Казахстана». Оппонировали Алиеву – апеллировали к Назарбаеву, что из этого получилось? Ни Алиева, ни ДВК, зато Назарбаев на своем месте. А если завтра Кулибаев тоже попадет в опалу – война продолжится или прекратится?
К слову Американский телеканал CBS News включил президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в список «диктаторов», которые в течение долгого времени находятся у власти. Но согласно древней мудрости не тираны создают рабов, а, наоборот, рабы создают тиранов. Так может, пора перестать быть рабами?
Сегодня, как и в начале 2000 х, вновь стрелы летят в зятя президента. Зять, правда, другой. Конечно, и ситуация другая. Лозунг «Казахстан без Назарбаева» хоть и не афишируется, но номинально присутствует как фон, как общее направление. Однако камнем преткновения все равно остается зять, премьер, люди из окружения президента. Назарбаев же опять на втором плане.
Есть ощущение, что в действиях лидеров оппозиции личностное превалирует над политическим, а потому в обществе формируется мнение, что борются не с режимом, а за место в режиме.
Без крови не получится?
Сегодня одна из самых популярных тем – тема ухода президента. Политологи, журналисты, публицисты постоянно возвращаются к вопросу о возможных преемниках Назарбаева, о сроках, когда может состояться передача власти, о проблемах постназарбаевского времени.
С точки зрения логики тут много вопросов. И главный из них: с какой стати Назарбаев, находящийся на пике своего могущества, успешно (на его взгляд) решающий задачи своего исторического бессмертия, должен уйти в политическое небытие? С чего бы это? Кто его торопит? Что к этому подталкивает? Пока на эти вопросы никто не дал членораздельного ответа.
А есть еще и психологический аспект. Это то, что Назарбаев с властью сросся окончательно и бесповоротно, без нее он уже себя просто не мыслит. Кто-нибудь представляет себе, как можно разделить Назарбаева и власть? Это возможно только при помощи сложнейшей хирургической операции – и без крови уже не получится. Вспомните, как до последнего цеплялись за власть диктаторы в арабских странах. И будут цепляться – такова природа власти: кто заболел этим – уже не излечим.
Откуда же это упорное стремление муссировать тему ухода Назарбаева, если все происходящее в стране в последнее время, в том числе и попытка проведения референдума, и последние выборы с их заоблачными процентами, свидетельствует как раз об обратном – никуда он уходить не собирается.
Я лично вижу три варианта объяснения этого явления.
Либо это феномен общественной психологии, когда человеческое сознание работает в режиме известного выражения: «мы охотно верим тому, чего желаем». И тогда журналисты, аналитики, неосознанно выражая чаяния больших масс людей, поднимают тему отставки президента по принципу «говорим о том, что назрело».
Либо актуализация темы является целенаправленным процессом, когда предполагается, что через публичный «проговор» снимается острота проблемы. По принципу «поговорили – на душе стало легче».
Либо это уровень нашей аналитики: одни и те же люди вот уже более десяти лет рассуждают на тему отставки президента, самозабвенно перебирают кандидатуры преемников, глубокомысленно выстраивают схемы передачи власти. При этом мало кто задумывается над тем, что нет у Назарбаева никаких серьезных оснований уходить из власти, тогда как оставаться в ней – оснований более чем достаточно.
Конечно, порассуждать о том, как и когда может уйти Назарбаев, можно. Однако всерьез в его уход мало кто верит. С учетом все укрепляющегося режима тема все больше становится ритуальной. А параллельно политики, кланы, оппозиция ведут непрекращающуюся войну друг с другом за место под солнцем. Авторитарным, разумеется!
Для них Назарбаев настолько непререкаемый авторитет, что мало кто из них вообще рассматривает возможность конкуренции с ним за власть. Он уже по ту сторону добра и зла, и поэтому, воспринимая его как данность, большинство участников политического процесса ориентированы друг на друга. По сути, вся нынешняя межклановая война может рассматриваться как проба сил на дальних подступах к власти.
Молодые волки задирают друг друга в ожидании, когда Акела промахнется. Кое-кто в этом видит симптомы потери контроля над ситуацией со стороны Назарбаева. Отнюдь! На самом деле эта «война всех против всех» выгодна Назарбаеву, потому что она для него – лучший способ обезопасить себя от неожиданных сюрпризов со стороны его окружения (государственные перевороты еще никто не отменял). Чем больший зуб имеют тасмагамбетовы на масимовых, абыкаевы на шукеевых, а аблязовы на кулибаевых, тем спокойнее спят назарбаевы – это основное правило развитого авторитаризма.
Памятнику не место во власти
Существует устойчивая точка зрения, что в наших условиях уход Назарбаева с назначением преемника в политическом плане ничего не изменит. Мол, система уже отстроена так, что независимо от того, кто будет в президентском кресле, все останется в старом русле. При всем понимании, что преемник на начальном этапе будет полностью зависим от Назарбаева, а позже постарается сохранить за собой всю полноту власти, полагаю, что любой преемник лучше, чем забронзовевший Назарбаев.
Приход нового человека, не обремененного исторической спесью,– это шанс сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Любые подвижки в этом направлении нужно рассматривать как безусловный плюс. Выступать против замены Назарбаева на нового человека – пусть это будет Масимов, Кулибаев или Вася Пупкин – с точки зрения политической целесообразности абсолютно неконструктивно. Здесь важен сам факт ухода человека, под которого строилась эта система власти. И это сегодня самый принципиальный вопрос политической повестки дня. По крайней мере, для тех, кто хочет видеть Казахстан цивилизованным и развивающимся государством.
Всем нынешним претендентам на высшую власть нужно определяться. Либо они воюют друг с другом за право быть ближе к телу, и тогда «тело» будет править бесконечно долго. Либо они при всей взаимной идиосинкразии не мешают процессам, способным привести к смене Назарбаева. И в данном случае не столь принципиально, кто это будет, важно, что это будет НЕ Назарбаев.
Конечно, нет никаких гарантий, что этот другой будет лучше в личностном плане. Абсолютно никаких! Здесь важно другое: что в результате этого из казахстанской политики уйдет человек, превратившийся при жизни в памятник самому себе. Этот памятник давно уже стал основным тормозом развития страны – демократического, экономического, социального. Он замкнул на себя власть, бизнес, банки, информацию, идеологию. Сегодня страна уперлась в этот монолит самомнения и амбиций и топчется на месте.
В этой ситуации не до хорошего. Задача проста: стране нужен новый человек, без налета бронзы, без претензий называться лидером нации, без монарших замашек. Страшна непогрешимость, которую уже закрепили конституционно, опасна его незаменимость, в которой почти убедили нацию. Нужен обычный грешный президент, способный что-то делать и при этом допускать ошибки, совершать промахи… за которые его будут критиковать все те, кто не стал президентом. Это то, чего сегодня очень не хватает Казахстану.
Понятно, что человек, сменивший Назарбаева, вскоре тоже захочет стать непогрешимым и непререкаемым – куда деваться, такова природа человека. Но вся фишка в том, что для этого ему потребуется время. То есть у казахстанцев будет от трех до пяти лет, в течение которых можно будет попытаться сделать так, чтобы новый президент не забронзовел. Это наш шанс, но он появится только после Назарбаева.
ХУЖЕ НЕ БУДЕТ
Хотя насчет казахстанцев и их усилий по недопущению превращения нового президента в Назарбаева я, видимо, погорячился. Там, где гражданское общество не состоялось, об этом говорить не приходится. И в этом смысле я достаточно пессимистично оцениваю потенциал наших граждан, с молчаливого согласия которых в свое время вырос авторитаризм Назарбаева.
Другое дело, что теперь в стране есть класс олигархов, влиятельных чиновников, политические группировки, которым абсолютно небезразлично будет, сколько власти приберет к рукам новый президент и сколько сроков он себе отмерит. Все эти люди во власти, все с большими деньгами, у всех есть поддержка своих кланов и все они с властными амбициями. Для них новый президент – это не Назарбаев, которому все они были чем-то обязаны. Для них преемник – один из них, «первый среди равных», и есть уверенность, что они сделают все, чтобы он не стал «новым Назарбаевым».
В этом смысле есть шанс получить совершенно иной расклад власти. Возникнут предпосылки для появления в стране нескольких политических центров влияния, обладающих людскими, финансовыми и информационными ресурсами, сопоставимыми с тем, чем будет обладать власть. Такое противостояние в постназарбаевский период в состоянии заложить новый алгоритм взаимоотношения власти и тех, кто в нее не попал, – «кто не во власти, тот в оппозиции». Кстати, это могло бы быть хорошей заявкой на формирование действительно демократической политической системы, но это уже разговор отдельный.
Согласно секретному договору, Казахстан обязан передать Китаю 1 миллион гектаров плодородных земель в аренду сроком на 99 лет. С таким обращением выступил экс-посол Казахстана в Австрии, бывший зять президента Нурсултана Назарбаева Рахат Алиев на своем персональном блоге - передает корреспондент ИА REGNUM. По данным бывшего мужа Дариги Назарбаевой, соответствующие секретные договоры были подписаны "21 февраля 2011 в Пекине во время визита Назарбаева в КНР".
"Проводя политику китаизации Казахстана, Назарбаев не остановится ни перед чем, потому что Китай гарантировал ему безопасность, пожизненный иммунитет и резиденции на острове Хайнань и в Гонконге, в случае народной революции как в Тунисе, Египте и Ливии" - отмечает политик. И призывает оглянуться: "все нефте- и газопроводы в китайском направлении, проходящие на нашей земле, уже принадлежат Китаю. 10-миллиардный кредит, взятый у китайских банков Назарбаевым, оборачивается кабалой для нас и наших детей. Следующее поколение наших граждан будет выплачивать проценты по кредиту, которым Назарбаев затыкал дыры своей бездарной экономической политики" - продолжает Алиев - "нефтеперерабатывающий завод ШНОС передан китайцам. Все важные нефтяные и газовые месторождения отдаются китайцам. Политика Назарбаева приведет к потере независимости нашей Родины, если не остановить так называемого "кандидата в президенты" Назарбаева сейчас".
"Интересы Китая в этой сделке понятны: вывоз своей рабочей силы в соседнюю страну, постепенное превращение этой страны в своего сателлита. Не будем слепцами: эта стратегия реализуется в последние годы под руководством Назарбаева" - рассуждает Рахат Алиев, отмечая далее по тексту, что "секретный пакт Назарбаева с Китаем имеет еще один, фатальный для нашей страны (Казахстана) пункт. При первых призраках народных волнений в Казахстан войдут 200 тысяч китайских солдат "миротворцев". Уже отработаны воздушные маршруты их доставки в аэропорты Алматы, Шымкента и Караганды. Они будут стрелять в казахов и русских, ведь для них мы будем всего лишь "террористами".
"Венский сиделец" призывает вспомнить "жестокость, с которой китайская армия подавляет народные выступления в Тибете и Синьцзяне. Назарбаев приготовил нам ту же участь. Только теперь чужими руками". В заключительной части своего письма бывший зять президента Назарбаева призывает всех "проснуться". Заканчивается обращение эмоциональными лозунгами.
Напомним, казахстанский политик и дипломат Рахат Алиев ушел в оппозицию к президенту Назарбаеву 26 мая 2007 года, будучи в должности Чрезвычайного и Полномочного посла Казахстана в Австрии. В тот же день по представлению Министра внутренних дел РК Бауыржана Мухамеджанова указом президента РК смещён со всех постов. В конце мая обвинён в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 125 Уголовного Кодекса РК - "похищение людей, совершённое организованной группой, неоднократно, с применением оружия и насилия, опасного для жизни и здоровья в отношении двух и более лиц, из корыстных побуждений". Рахат Алиев - автор книги "Крестный тесть" о нравах президентского окружения и семьи Нурсултана Назарбаева.
Суд по событиям 7 апреля отложен на неопределенный срок в связи с очередной жалобой адвоката К. Бакиева Ирины Камарда. Об этом сообщает пресс-служба Верховного суда Кыргызстана.
В республиканский военный суд поступила частная жалоба от адвоката Бакиевых Ирины Камарда по поводу отвода всего состава государственных обвинителей процесса. В связи с этим судебный процесс по событиям 7 апреля 2010 года отложен на неопределенный срок, до рассмотрения частной жалобы в апелляционном порядке Военным судом Кыргызской Республики.
Отметим, 6 июня на заседании суда по событиям 7 апреля судья Военного суда Бишкекского гарнизона Дамир Онолбеков частично удовлетворил ходатайство адвоката подсудимых Ирины Камарда об отводе прокуроров. Согласно принятому решению, от процесса были отстранены гособвинители Кадыркул Бакиров, Жорокул Куватов, Таалай Абдыкеримов и Азамат Мамбетов. Однако, адвокат настаивает на отводе всего состава гособвинителей процесса.
Напомним, 18 марта возобновился судебный процесс по апрельским событиям 2010 года. Всего по делу проходят 28 обвиняемых, из них 7 человек находятся в розыске. Их судят заочно, в том числе экс-президента К. Бакиева. Пострадавшими признаны более 300 граждан республики.
На авиабазе Антитеррористической коалиции под столицей Кыргызстана сменилось командование.
Сегодня командование 376-м авиаэкспедиционным крылом, размещенном на авиабазе, переименованной в 2009 году в Центр транзитных перевозок, передано полковнику ВВС США Джеймсу Джекобсону. Прежний командир, полковник Дуайт Соунс, вернется в США. Он будет служить на авиабазе «Трэвис» в Калифорнии. К слову, Джеймс Джекобсон был вице-командующим 60-го крыла по воздушным перевозкам той же авиабазы.
Джеймс Джекобсон начал службу в ВВС Соединенных Штатов в 1990 году. До назначения в Кыргызстан занимал должность заместителя советника по внешнеполитическим вопросам штаб-квартиры командования США Африканского региона в Штутгарте (Германия). На новом месте службы под его командованием 1,2 тысячи военнослужащих и около 900 гражданских лиц - американцев и кыргызстанцев, работающих по контракту.
Джеймс Джекобсон - летчик высшего класса с налетом более четырех тысяч часов на самолетах КС-10А, С-141В, КС-135R/T, С-12, Т-38А, Т-37В. Полковник имеет степень бакалавра компьютерных наук, магистра гуманитарных наук по управлению людскими ресурсами. Обучался в Джорджтаунском университете - в Школе дипломатической службы имени Уолша.
«Действующая система регистрации граждан Кыргызстана поражена коррупцией», - заявила сегодня на круглом столе «Влияние прописки на гарантированные права и свободы граждан» юрист правовой клиники «Адилет» Людмила Арапова.
По ее словам, право на свободу передвижения отражает общую картину демократии в стране. Каждый гражданин, прибывший в Кыргызстан, обязан зарегистрироваться по месту прописки. «Ныне действующая система регистрации не выполняет в полной мере тех задач, ради которых она создана. Она способствует развитию коррупции. Получение регистрации возможно только при наличии собственного жилья, что создает преграды малоимущим», - пояснила Людмила Арапова.
Она отметила, что существует два вида регистрации: по месту пребывания и месту жительства. «Согласно закону на регистрационный учет необходимо встать не позднее 10 дней после пребывания в Кыргызстан. В каждом районе города Бишкека определен отдельный список необходимых документов для регистрации. Как показывает практика, он состоит из 13-15 документов, вместо 3, которые установлены законом. Поэтому эти нормы противоречат международным стандартам. Прописку нужно упразднить, что снизит затраты граждан и уровень коррупции в государственных органах», - подчеркнула она.
Кыргызстан в 2011 году не успеет войти в Таможенный союз (ТС) чисто по техническим причинам, передает КазТАГ со ссылкой на вице-министра экономического развития и торговли Казахстана Тимур Сулейменов.
"Кыргызстан не успеет стать членом Таможенного союза в 2011 году чисто по техническим причинам... Вопрос вступления достаточно большой и это требует технической работы. Правовая база широкая - это уже 90 соглашений на данный момент. Присоединение ко всем этим соглашениям требует тщательного анализа, экономических расчетов, юридической экспертизы", - заявил Сулейменов
Напомним, 19 мая главы правительств ТС на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС в Минске обсудили заявку Кыргызстана на присоединение к Таможенному союзу. Как сообщалось ранее Карим Масимов в своем Твиттере рассказал о том, что вопрос вступления Кыргызстана в ТС рассмотрят эксперты Интеграционного комитета и Комиссии союза.
В селах Ляйлякского района Баткенской области Кыргызстана селем унесло 324 домашних животных. Об этом сообщает пресс-служба Министерства чрезвычайных ситуаций КР.
По ее данным, из них 76 голов крупного и 248 – мелкого рогатого скота. Кроме того, от селевого потока пострадало около 110 жилых домов, разрушены внутрихозяйственные дороги, погиб урожай на 40 гектарах.
В настоящее время на местах работают специалисты МЧС, подсчитывается материальный ущерб.
От 8 до 40 миллиардов сомов: именно в такую сумму оценивается имеющаяся в Кыргызстане муниципальная собственность. Назвать более точные цифры нереально, поскольку на заре суверенитета, когда повсеместно приватизировались детские сады, клубы и ФАПы, учета никто не вел. С тех пор уже по много раз эти сооружения меняли свой профиль, не только хозяев. И доподлинно неизвестно, какова стоимость сохранившихся за муниципальными органами объектов.
Более того, не имея на руках точных данных, сколько за той или иной мэрией закреплено земельных участков, как и с какой целью они используются, муниципалитеты не могут фактически управлять всем этим хозяйством. И ситуацией пользуются все, кто угодно, тайком договариваясь с кем-то из чиновников о долгосрочной аренде или продаже в собственность. Говорить о том, что все эти ресурсы работают на экономику – смешно: выгоду на муниципальной собственности имеет любой расторопный и предприимчивый, но никак не муниципалитет и госказна. А ведь если бы с толком подошли к вопросу рационального использования земельных участков, подвальных помещений и прочего – муниципалитеты нашли бы очень быстро деньги и на полив зеленых насаждений, и на доплату учителям, и на вывоз мусора.
Эксперты так и говорят: муниципальным органам выгоднее выпрашивать гранты, чем использовать имеющиеся ресурсы. По большому счету, это преступно. Тем более что специалисты уверены: в любом регионе муниципальная собственность может приносить прибыль, даже в отдаленных районах, где надо делать ставку на землю (в городах, понятно, доход можно получать от зданий).
- На уровне окмоту реестр – просто листочек на котором от руки записан десяток объектов с адресом, - рассказывает Улара Нарусбаева, статс-секретарь Национального агентства по делам местного самоуправления. – И листочек этот не всегда соответствует действительности. Там вы тем более не найдете данные об этажности, площади, времени последнего капремонта и пользователе – того, что может определить ценность объекта.
- Еще одна проблема – не с кого спросить, - поясняет ситуацию Надежда Добрецова, много лет занимающаяся проблемами муниципалитетов (сейчас она – председатель правления Института политики развития). – У тех же арендодателей психология временщиков: вкладывать деньги в содержание объектов они не стремятся, в результате все приходит в упадок.
Земля – не только самый острый вопрос, особенно в Бишкеке, но и весьма тонкий: если она не значится государственной или частной – значит, она муниципальная. Но где она и сколько ее- никто не знает. Да и сами чиновники из того же муниципалитета не заинтересованы в том, чтобы расставить точки над «и»: слишком много карманной выгоды они имеют от этого.
- Если проверить все участки, кому принадлежат они и где границы – сразу столько интересов выявится, и из Госрегистра, и из мэрии, и из других ведомств, - убеждена Добрецова.
Так что депутаты, например, Бишкекского госрегистра вряд и смогут добиться инвентаризации объектов, за которую воюют не первый созыв.
Впрочем, даже делать деньги на муниципальной собственности с подсказки экспертов наши люди не могут. Вернее, правильно распоряжаться вырученными средствами. Нарусбаева рассказывает, как в свое время пустили с аукциона 3-этажный недострой, а полученный миллион потратили на …премии себе и цветы к празднику, да еще долг перед Соцфондом погасили. В итоге – пшик, лучше бы не продавали, тогда у мэрии в распоряжении была бы хотя бы земля в центре города.
Аукцион, к слову, фактически единственный способ продажи муниципальной собственности – прямые продажи запрещены законом. И, между прочим, зачастую становятся весьма выгодными, ведь в дело включается понятие «конкуренции» , отчего стартовая цена на тот или иной объект значительно вырастает.
И наконец, немного цифр. Продажи муниципальной собственности в 2010 году резко упали. Если в 2009 году при плане в 1,47 миллиона продали на 1,54, то в прошлом году – получили 1,15 миллиона вместо запланированных 1,6 миллиона (интересно, что при этом доходы от продажи земель упали, а вот продажа объектов значительно выросла). В этом году план поставлен на цифре 1,1 миллиона, что будет на самом деле - пока неясно.
Автодорога, расположенная в долине Майлуу-Суу, что в Джалал-Абадской области Кыргызстана, имеет крайне важное значение для 28 тысяч жителей отдаленных сел, проживающих в данной местности. Кроме того, она является основной артерией, по которой транспортируются на захоронение радиоактивные материалы, являющиеся отходами добывающей промышленности. Однако, минувшей весной, в результате погодных катаклизмов, транспортная артерия оказалась разрушенной, а весь транспорт был пущен вдоль реки Алямпа-Сай, что является небезопасной альтернативой в силу повышенной опасности схода селевых потоков.
Всемирный банк решил помочь властям Кыргызстана справиться с указанной проблемой путем выделения из собственных средств гранта в 1 миллион долларов. Он будет предоставлен в рамках программы «Предупреждение чрезвычайных ситуаций», реализацией которого занимается Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызстана. Указанные средства пойдут на проведение восстановительных работ дорожной инфраструктуры, расположенной в долине Майлуу-Суу, а также на мероприятия по обеспечению долгосрочной безопасности и повышению устойчивости дорожного покрытия стихийным катаклизмам.
Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа направил президенту Кыргызстана Розе Отунбаевой телеграмму-соболезнование в связи с трагическими событиями, произошедшими на юге страны в июне 2010 года, сообщает пресс-служба главы государства.
В телеграмме, в частности, говорится:
«В день Всенародного поминовения жертв трагических событий июня 2010 года разделяем чувства скорби многонационального народа Кыргызстана, вместе с Вами выражаем сочувствие родным и близким жертв, всем, кто пострадал в результате провокации антинародных сил.
Подтверждаем нашу готовность поддерживать кыргызский народ и усилия руководства страны в деле укрепления безопасности, сохранения территориальной целостности и обеспечения мира в Республике».
«По самым грубым подсчетам, выборы президента Кыргызстана обойдутся бюджету в $13-15 миллионов», - утверждает постоянный представитель правительства в Жогорку Кенеше Данияр Нарымбаев.
Напомним, в мае парламентом приняты два закона о выборах. Предполагается, что они могут сильно изменить избирательную систему в стране накануне важнейшей политической кампании 2011 года - гонки за президентское кресло. Однако пока оба документа не подписаны главой государства, и правительство, как выяснилось, имеет к ним замечания. О них в интервью ИА «24.kg» и рассказал наш собеседник.
- Почему замечания к законопроектам со стороны правительства и ЦИК так и остались открытыми?
- Часть проблем снять удалось. Однако правительство продолжает опасаться, что времени на перестройку избирательной системы может не хватить. Ведь при вступлении законов в силу необходимо отобрать новых людей в избиркомы, обучить их, улучшить качество составления списков избирателей. По мнению правительства и ЦИК, времени на эту кампанию остается слишком мало. Стремясь улучшить процесс, на практике мы можем скомкать его, усугубить негативные явления. Тем более что любые реформы редко дают быстрый эффект. Да и, как мне кажется, мы не до конца просчитали, во что нам обойдется перестройка выборной системы, сколько она потребует средств после изменения.
К примеру, в выборную структуру, согласно законопроектам, вводятся 50 штатных единиц системных администраторов и специальных представителей избирательных комиссий. Успеем ли мы набрать и обучить этих людей? А верстая бюджет, мы заложили в него расходы на президентские выборы по старой схеме, поскольку нового закона еще не было. Теперь надо производить перерасчет.
- Но средства на проведение плебисцита надо изыскивать в любом случае. А принятие закона о выборах президента одобрили 100 парламентариев. То есть документ принят практически единогласно, но депутаты не приняли во внимание ваши опасения?
- Видимо, да. Поэтому при подготовке законов к первому чтению я от имени правительства просил пригласить ЦИК, чтобы провести экспертизу предлагаемых изменений на предмет реализации на практике. К сожалению, этого не было сделано. Один из разработчиков заявил, что наше предложение - скрытая попытка оставить нынешний состав ЦИК, правительство ничего не хочет менять и намерено сохранить наработанные старыми режимами негативные схемы. Но надеюсь, что президент перед подписанием переданных ей законопроектов все равно прислушается к мнению всех участников обсуждения реформы.
- Обсуждался ли вопрос об изменении выборной системы в рамках коалиции и принималось ли по нему какое-то согласованное решение? Почему депутаты не прислушались к мнению правительства, которое сами же и создали?
- Заседания коалиции по этому вопросу не было. Но я, как представитель правительства, выступал на заседаниях фракций СДПК и «Республика» и высказывал эти опасения. Но проекты законов внесены представителями всех пяти фракций, да и авторитет главного докладчика, Омурбека Текебаева, велик. К тому же у депутатов фактически не было выбора. Они в любом случае должны принять новый конституционный закон, чтобы выборы президента состоялись осенью.
- Располагая определенным экспертным потенциалом, правительство ведь могло само разработать альтернативный проект закона, не так ли?
- Не думаю, что правительство должно проявлять законодательные инициативы по всем вопросам. Оно работает согласно утвержденной парламентом программе. Скажу больше: по некоторым органам, например, Счетной палате или омбудсмену, правительству стоит воздерживаться от инициирования законопроектов. Потому что эти органы ищут недостатки в деятельности именно исполнительной власти. Тут присутствует конфликт интересов. Видимо, так же и с избирательной системой.
Ждать от правительства, что оно демократизирует избирательную систему, по-моему, наивно. Мы все время будем бояться упустить управляемость процессом. И поэтому - воздерживаться от ускоренной демократизации, перестраховываться. Такова природа исполнительной власти. Видимо, реформировать должны те, кто этим не связан.
- Как вы оцениваете инициативу о введении видимой маркировки и «избирательного адреса»?
- О видимой маркировке не могу сказать ничего плохого. Думаю, что и граждане отнесутся к ней с пониманием. Главное, чтобы технически это было эффективно. Что касается «избирательного адреса», еще раз повторюсь: у нас слишком мало времени, чтобы понять, кто именно будет отвечать за правильность составления списков голосующих. Насколько я понял разработчиков, доноры выделят средства, на которые мы закупим компьютеры, наймем специалистов, сформируем единую компьютерную сеть по всей стране. Только наличие такой системы даст нам гарантии, что человек не сможет голосовать повторно.
- Как вы прокомментируете заявления некоторых экспертов о том, что в случае участия в выборах премьер-министр получит больше возможностей для агитации, чем другие кандидаты?
С российскими нефтеперерабатывающими заводами достигнута договоренность о поставках бензина в Кыргызстан. Об этом изданию Tazabek сообщил президент Ассоциации нефтетрейдеров КР Жумакадыр Акенеев.
В начале июня в Кыргызстане возник дефицит бензина марок Аи-95 и Аи-98 в связи с запретом на экспорт высокооктановых марок бензина в страны Центральной Азии. Дефицит привел к ограничению отпуска данных видов топлива на АЗС в размере не более 20 литров на одну машину.
Ж.Акенеев сообщил, что в настоящее время ситуация в целом нормальная бензин есть у крупных компаний, чуть хуже дела у мелких АЗС.
Новая партия бензина придет в течении нескольких дней и уже через 3-4 дня все АЗС страны будут обеспечены ГСМ.
В июне будет поставлено 80 тыс. тонн ГСМ, что значительно выше поставок прошлых месяцев, которые составляли 65-70 тыс. тонн, сообщил президент ассоциации.
«Мне не понравилось прозвучавшее в ходе обсуждения мнение о том, что НПО якобы являются «третьими силами» в июньской трагедии. Это – совершенно ошибочное мнение», - заявила президент Кыргызстана Роза Отунбаева в своем интервью радио «Кабарлар».
По ее словам, без их (НПО) помощи непросто было бы продвигать демократические процессы в стране, они вносят особый вклад в это дело. НПО всегда выступают за справедливость, за сохранение прав и свобод человека».
Отвечая на вопрос об итогах парламентского обсуждения результатов работы депутатской комиссии по изучению июньских событий, Президент отметила, что в ходе обсуждения были выслушаны мнения практически всех политических групп общества. «Это стало одним из исторических моментов в развитии нашего государства. Бурные дебаты, обсуждены позволили в итоге прийти к консенсусному решению. В будущий четверг парламент должен принять соответствующее постановление. Все это послужит прочным фундаментом для дальнейшего построения парламентской республики», - сказала Р.Отунбаева.
Президент подчеркнула, что без помощи Международной независимой комиссии Кыргызстану пришлось бы годами отмываться от обвинений в геноциде и вооруженных столкновениях.
«Заключение комиссии о том, что не было геноцида и вооруженных столкновений очень важно. Сейчас для нас главное – найти ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы не допустить повторения трагедии в будущем», - подчеркнула президент.
«Задержаны приближенные экс-президента Кыргызстана Курманбека Бакиева», - заявил ИА «24.kg» начальник Главного управления уголовного розыска МВД Тилек Алибаев.
По его словам, опергруппа ГУУР отправилась 2 июня в Россию. «Они задержали 8 преступников, находящихся в межгосударственном и международном розыске, трое из которых проходили подозреваемыми по уголовным делам, возбужденным по событиям июня 2010 года на юге страны», - сказал Тилек Алибаев.
Он отметил, что в том числе 8 июня 2011 года в Москве задержан Сергей Костюк, бывший член комиссии по управлению активами и начальник отдела риск-менеджмента «АзияУниверсалБанка». «Он был финансистом Максима Бакиева и мог бы пролить свет, куда ушли деньги со счетов семьи Бакиевых. Сейчас решается вопрос о его экстрадиции», - сказал Тилек Алибаев.
Он добавил, что Сергей Костюк обвиняется в «соучастии в мошенничестве». Ранее в Кыргызстане суд избрал ему меру пресечения в виде содержания под стражей.
Кроме того, по словам начальника ГУУР, в России установлено местонахождение еще двоих человек, но их имена пока не разглашаются в интересах следствия.
Европейский Cоюз - крупнейший финансовый донор Киргизии. Однако кредиты, предоставляемые Евросоюзом, не всегда используются эффективно. Среди основных причин эксперты называют коррупцию и бюрократию.
Европейский Союз регулярно оказывает Киргизии финансовую помощь для реализации множества проектов. Сотрудничество ЕС с Киргизией началось в 1991 году. За эти годы Брюссель оказал республике помощь в размере около 300 миллионов евро. Пресс-секретарь министерства финансов Киргизии Бегаим Сатыбалдиева в интервью Deutsche Welle сообщила, что это сотрудничество основано на долгосрочной cтратегии ЕС по Центральной Азии, принятой в 2007 году.
"В Киргизии деятельность ЕС направлена на социальное и экономическое развитие, поддержку государственной и административной реформы, на сотрудничество в сфере энергетики и транспорта, охраны окружающей среды, образования, безопасности и стабильности", - говорит Сатыбалдиева.
В конце мая 2011 года в Бишкеке побывала миссия Евросоюза. Ее члены обсудили с представителями киргизской стороны возможность предоставления Бишкеку макрофинансовой помощи в 30 миллионов евро. Эти средства ЕС планирует выделить двумя траншами: первый, в размере 15 миллионов евро, должен быть получен в декабре этого года, второй - в 2012 году.
Для получения транша Киргизия должна присоединиться к программе Международного валютного фонда. "Условия, которые выдвигаются МВФ, касаются вопросов реформирования системы государственных закупок, программирования государственного бюджета и так далее. Контроль за выполнением этих условий будет осуществлять группа экспертов ЕС, которая прибудет в Киргизию, - говорит пресс-секретарь министерства финансов Киргизии.
ЕС, поддерживая проекты в сфере государственного управления, уделяет внимание и развитию киргизских НПО. Руководитель отдела по сотрудничеству представительства ЕС в Киргизии Том Масси недавно заявил, что в 2011 году Евросоюз выделит на поддержку неправительственного сектора республики грант в размере шести миллионов евро. Средства предназначены для поддержки осуществляемых НПО проектов по преодолению бедности и развитию сельского хозяйства.
У ЕС - обилие программ
Деятельность ЕС в Киргизии охватывает практически все сферы жизни. Политический советник спецпредставителя ЕС по Центральной Азии Анне Суотула говорит, что деятельность ЕС часто критикуют из-за обилия программ. "Мы работаем с молодежью, у нас есть проекты в сфере гидроэнергетики, преодоления безработицы, борьбы с терроризмом, наркотрафиком, проекты в сфере здравоохранения, реформирования пенитенциарной системы. Но мы не распыляемся, как это может показаться со стороны. Мы заинтересованы в расширении своего физического присутствия в Киргизии и в целом в Центральной Азии", - рассказала Суотула.
Несмотря на множество проектов, осуществляемых ЕС в Киргизии, критики указывают на то, что уровень бедности в стране все еще высок, сельское хозяйство переживает тяжелые времена, а молодежь так и остается безработной. Не устранены и многие другие проблемы, которые уже долгое время помогает решать Киргизии Евросоюз, выделяя на это крупные средства. Куда же уходит помощь ЕС?
Политолог Марат Казакпаев считает, что одной из причин неэффективности этой помощи является коррупция. "Мы, жители Киргизии, из-за этого не видим конкретных результатов реализации проектов. ЕС должен проводить усиленный мониторинг и контролировать, как и на что расходуются выделяемые средства", - отмечает политолог. Аналогичного мнения придерживается лидер Общенационального конгресса политических партий Киргизии Аликбек Джекшенкулов: "Именно коррупция съедает львиную долю помощи ЕС, однако этот процесс трудно отследить, так как коррупционные схемы весьма изощренны".
"Использовать рычаги для искоренения коррупции"
Представитель НПО "Политический дискуссионный женский клуб" Калича Умуралиева рассказывает, что на одной из встреч сотрудники неправительственных организаций попросили Европейскую комиссию не поддерживать реализацию проектов, создающих лазейки для коррупции в Киргизии. "В целом призываю ЕС использовать рычаги для искоренения коррупции среди наших чиновников. Верю, что у ЕС достаточно механизмов для этого", - заявила Умуралиева.
Глава отдела по сотрудничеству представительства ЕС в Киргизии Том Масси в интервью Deutsche Welle рассказал, что в Киргизии все проекты и программы, реализуемые Европейским Союзом, подвергают тщательным независимым проверкам: "Перед запуском того или иного проекта его бюджет всегда подвергают независимому обзору заранее, и это не оставляет возможностей для применения коррупции".
Однако не только коррупция является причиной того, что помощь ЕС не всегда приносит желаемые результаты. Другая проблема - бюрократия. Анне Суотула говорит, что деятельность ЕС в Центральной Азии часто критикуют. "Объектом критики стали и бюрократические процессы. Наблюдается достаточно сильная бюрократия при реализации проектов ЕС, в частности, в странах Центральной Азии. Однако она необходима для того, чтобы все программы реализовывались прозрачно", - отмечает политический советник спецпредставителя ЕС по Центральной Азии.
И все-таки ЕС помогает
В министерстве финансов Киргизии сообщили, что процесс распределения помощи ЕС государственным организациям и всего того, что касается реформирования системы государственного управления, внимательно отслеживается ведомством. Все средства поступают прямо по назначению.
Представитель "Политического дискуссионного женского клуба" Калича Умуралиева не считает, что помощь ЕС Киргизии не особенно эффективна. "Помощь, которую оказывает киргизским НПО Европейский Союз, нельзя назвать недостаточной. Ведь буквально несколько лет многие местные НПО не были осведомлены об элементарных демократических принципах. Понять, что такое демократия, и внедрять ее принципы в Киргизии нам помогли европейские организации, которые охотно делились с нами опытом", - рассказала Умуралиева.
Премьер-министр КР Алмазбек Атамбаев поручил в трехдневный срок внести предложения по устранению недостатков в выплате зарплат сотрудникам социальной сферы, сообщает 13 июня пресс-служба правительства.
На встрече с руководителями отделов Аппарата правительства премьер отметил, что поступает большое количество благодарностей в адрес правительства в связи с повышением зарплат учителям, медикам, и работникам культуры и социальной сферы. Однако, как отметил глава правительства, вместе с тем поступают и жалобы.
В этой связи он дал поручение отделам Аппарата правительства совместно с руководителями министерств и ведомств в течение трех дней внести предложения по устранению имеющихся недоработок.
«Правительство приложило огромные усилия и изыскало средства для повышения заработной платы. Теперь министерствам и ведомствам необходимо обеспечить выплату зарплаты по новым ставкам без задержек и нарушений. Аппарату правительства необходимо жестко контролировать и внести предложения по устранению недостатков и наказанию виновных», - подчеркнул Атамбаев.
«Определенный прогресс был достигнут и в сфере экономики», говорится в расширенной публикации в «Российской газете» президента Казахстана Н. Назарбаева по поводу 10-летия создания Шанхайской организации сотрудничества. Вместе с тем Н. Назарбаев считает, что в сфере экономики имеются и неиспользованный потенциал. «И все же следует признать, что экономическое сотрудничество по-прежнему остается слабым звеном деятельности ШОС. Многочисленные программы и планы не реализуются в полном объеме, не приносят должной отдачи и нуждаются в тщательной ревизии», говорится в публикации.
Касаясь одновременного председательствования в двух крупнейших организациях в 2010 году Казахстана – ОБСЕ и ШОС – Н. Назарбаев пишет: «Серьезным испытанием для казахстанского председательства стали события в братском Кыргызстане, повлекшие за собой серьезные жертвы и разрушения».
Подчеркивая ключевую роль стран ШОС в разрешении кризиса в Кыргызстане в 2010 году, казахстанский президент считает, что «весь мир смог еще раз убедиться в сплоченности рядов ШОС, страны-участницы которой без промедления протянули руку помощи дружественному народу Кыргызстана и предоставили ему крупномасштабную финансовую, материально-техническую и гуманитарную помощь, объем которой превысил более 50 млн. долларов».
Публикация в одной из ведущих российских изданий была приурочена к 10-летнему юбилею ШОС и очередному заседанию в Астане глав государств, входящих в нее, которое открывается 15 июня. Членами ШОС являются Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Статус наблюдателей при организации имеют Индия, Иран, Пакистан и Монголия. Создание ШОС было озвучено 12 июня 2001 года в Шанхае.