Кыргызстан: Отечественная энергетика. Этапы разграбления.
История уничтожения отечественной энергетики есть история абсолютного предательства национальных интересов. Она продолжалась более десяти лет.
Пока весь мир напуган возможным близким истощением запасов углеводородов – нефти, угля, газа – и глобальным энергетическим кризисом, на самом деле, как считают ученые, раньше закончится пресная вода. В это трудно поверить именно нам, живущим в Кыргызстане, потому что нашу воду можно пить из-под крана, чего уже нет в подавляющем большинстве городов планеты – только в магазине, только за деньги, только бутилированную пресную воду можно купить. Мы этого не знаем, но обязательно узнаем, поскольку безграничное изобилие воды не может продолжаться долго – такова сегодня безжалостная мировая тенденция. Она коснулась и нашей республики.
Особое положение Кыргызстана в ЦА. Объективно
За последние годы, по данным международных исследований, в том числе экологическому отчету ООН, стремительно уменьшается объем ледников, питающих Нарын. В скором времени – за 20-25 лет – годовой сток воды по республике сократится в несколько раз, уменьшившись, как шагреневая кожа, с 50-55 кубических километров всего до 15-17 куб. км – более чем в 3 раза! Это катастрофа. Причем, быстрая. Если кто-то считает, что 20 лет – много, пусть оглянется назад: 31 августа 1991 года было, кажется, вчера, а уже пролетело 20 лет, и всё надо начинать сначала!
В Центральной Азии Кыргызстан имеет особые позиции, наша республика расположена в зоне формирования рек, сток которых интенсивно используется как Кыргызстаном, так и Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном. При этом все наши ГЭС – приплотинные, то есть расположены не у истоков рек, а у водохранилищ, поэтому могут изменять лишь режим попуска воды, учитывая потребности соседей в вегетационный период для полива хлопчатника, пшеницы, риса. Повторим: объемы воды сокращаются очень быстро. Естественный суммарный среднемноголетний сток рек составляет уже 47,23 кубических километра. Но теперь республика столкнулась с угрозой значительного уменьшения запасов пресной воды.
По данным международных исследований, из 8 200 ледников общей площадью около 8,17 тысяч квадратных километров за последнее время на Тянь-Шане, Памиро-Алае растаяло более 2 000 ледников, которые отступают со скоростью 8 метров в год. Это катастрофически влияет на водность рек, растительность и в целом на климат в Центральной Азии. Нынешняя ситуация настоятельно требует по-настоящему совместных интеграционных усилий для восстановления водного баланса в ЦА и в Кыргызстане в частности. Надо предпринимать срочные меры для восстановления и расширения лесного фонда с учетом его влияния на режим стока рек, надо спасать и сохранять зоны формирования кыргызстанских рек, дающих влагу всем республикам ЦА, надо реабилитировать старые и строить новые гидротехнические сооружения. Всё это потребует не одну сотню миллионов долларов – сразу. А в перспективе – это миллиардные затраты.
Особое положение Кыргызстана в ЦА. Субъективно
В Центральной Азии вода всегда была, есть и будет главным ресурсом и главным фактором производства. Она орошает поля, несет жизнь сельскохозяйственным растениям, и благодаря ей и нелегкому труду дехканина растет хлопчатник, колосится пшеница, поднимаются посевы риса. Вода Нарын-Сырдарьинского бассейна рек служит людям и на каскаде Токтогульских ГЭС – проходя через турбины, она вырабатывает электрическую энергию, дает свет и тепло… Вода кормит, поит и согревает человека. Значение ее в нашем регионе невозможно переоценить. Но пока вода все еще не стала тем объединяющим фактором, каким является по сути своей.
Почему? Потому что коррупция убивает всё – веру, справедливость, партнерство, созидание…
Итак, история развала и уничтожения отечественной энергетики есть история абсолютного предательства национальных интересов. Она продолжалась, набирая обороты в сфере предательства, с конца 90-х годов до наших дней. Сначала сын первого президента «курировал» прибыльную отрасль, затем сын второго президента прибрал ее к своим рукам на правах «царствующего принца». Максим Бакиев учел опыт предшественника и, кроме старых кадров – Ширшова, Балкибекова, Иминова и т.д., - «обогатил» свою команду сильными юристами, финансистами, экономистами из числа своих иностранных «друзей».
Дело разграбления, «приватизации» стратегических объектов энергетики, отъёма государственных ресурсов из собственности государства было поставлено на широкую ногу, это уже была, можно сказать, «промышленная разработка» для обогащения Максима Бакиева и его команды.
До сих пор никто не ответил за ту вакханалию беззакония и предательства национальных интересов – ни бывший «принц», ни его иностранные друзья, обогащавшиеся за счёт нашей страны, ее ресурсов и обнищания населения – никто. Главные инициаторы этой акции, зарубежные «гости» и основные исполнители разбежались подозрительно быстро и без потерь – им помогли.
Жажда наживы была сильнее всего
Теперь наше государство демонстрирует международному сообществу своё юридическое бессилие и не в состоянии даже представить необходимые доказательства грубейшей незаконности обогащения Максимовской компании, которую покрывал и лелеял Бакиев-старший, будучи президентом. Дело не в том, что нужен стрелочник. Дело в том, что государство, не умеющее защищать и твёрдо отстаивать свои интересы, не достойно уважения. Да, это не просто. Потому что Максимовские «друзья» и их специалисты грамотно убивали нашу энергетику. На полную мощь работал Бакиевский коммерческий проект «Ак-Жол» в парламенте.
Принимались такие законы, как «О стратегических объектах Кыргызской Республики», «Об особенностях приватизации стратегических объектов государственной собственности в КР», вносились «нужные» изменения в Закон «Об особом статусе каскада Токтогульских гидроэлектростанций и национальной высоковольтной линии электропередач», например, из основополагающего закона о каскаде ГЭС исключались слова «с обязательным сохранением в государственной собственности не менее 93,72 процента акций» - это уже было не надо Максимовской компании, и каскад, как и другие стратегические объекты, изымались из государственной собственности, чтобы… Чтобы стать собственностью «физических и юридических лиц».
С одной стороны иностранные умники морочили нам голову, что «стратегическими являются объекты, имеющие особо важное государственное значение для Кыргызской Республики», что «нанесение ущерба или угроза нанесения которым создает или может создать угрозу национальной безопасности», а с другой – с лёгкостью поясняли: «Под приватизацией стратегических объектов государственной собственности понимается особенный порядок передачи права собственности на имущество, находящегося в исключительной государственной собственности, объектов стратегического значения, установленный законодательством Кыргызской Республики, В СОБСТВЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕКИХ ЛИЦ».
Уроки недавнего прошлого забыты?
В общем, «работа» у Максимовской компании кипела – составлялись перечни стратегических объектов – посмотрите, там все энергообъекты страны! – велась явная и скрытая информационная обработка общества, мол, «государство – плохой собственник», мол, нынешние тарифы на тепло и электроэнергию не окупают даже затрат по их генерации и транзиту, мол, тарифы надо повышать в несколько раз… И всё это поспешно исполнялось. Всё-таки жажда наживы брала своё, трудно удержаться, поэтому сильно торопились. Важна была не подготовительная юридическая и организационная работа, «друзей» Максима интересовали только реальные деньги. Были нарушены (изменены) не только внутренние законы, но и внешнеполитические соглашения, подписанные ранее, например, с Россией. Жажда наживы и спешка: получив вожделенные 150 миллионов долларов в виде гранта от РФ и 300 миллионов льготного кредита, компания Максима, которая, по сути, уже управляла страной, не смогла дождаться выделения 1,7 миллиарда долларов на строительство крупнейшей ГЭС на Нарыне (1 900 МВт) – Камбараты-1 и нарушила все обязательства Кыргызстана, подписанные в Кремле в феврале 2009-го. Дискредитации власти внутри страны и за её пределами была полной, как и предательство этой властью национальных интересов Кыргызстана.
И никто ничего не мог сделать с так называемой «энергетической мафией». Надо признать, что попытки предпринимались. Например, Ф.Кулов, будучи премьер-министром, предпринял наступление на гендиректора «Электрических станций» С.Балкибекова. Но все усилия тогдашнего главы правительства и его команды доказать губительность коррупционных схем в закупках угля, поставках нашей электроэнергии (воды) на экспорт успеха не имели. Тогда премьер-министр даже не смог поставить на место гендиректора «Электрических станций» господина Балкибекова. Этот господин вскоре пошел на повышение и стал министром энергетики, проводя и дальше «выдающуюся» стратегию развития энергетики от Максима Бакиева и Ко, а после апреля 2010 года благополучно сбежал из страны. Ф.Кулова с премьерства вскоре сняли – и свою лепту здесь внес парламент во главе с «Ак-Жолом». Кстати, тогда премьер-министр ничего и не мог сделать, потому что по особому указу К.Бакиева даже в кадровые вопросы в энергетике, структуры которой подчинялись правительству, имел права вмешиваться только он сам, тогдашний президент.
Попытки отдельных профессионалов сказать правду жёстко пресекались, одних вынуждали уехать, других прессовали «подтянутыми» уголовными делами, третьи молчали, тьма над страной сгущалась – в прямом и переносном смысле. Один пример. Цитата из октября 2007 года (накануне года 2008-го – горького года энергодефицита, полномасштабных веерных отключений электроэнергии по всей стране, погружения во тьму и холод): «В понедельник, 12 октября т.г., в ряде СМИ было опубликовано заявление Эрнеста Карыбекова, заместителя заведующего отделом энергетики и минеральных ресурсов аппарата правительства КР. В нем утверждалась бесперспективность проекта строительства Камбаратинских ГЭС и прогнозировался острый энергодефицит в Кыргызстане. По крайне мере, странно слышать от государственного чиновника утверждения, идущие в разрез с установками президента и премьер-министра КР, публично поддержавших проекты первоочередного строительства Камбаратинских ГЭС и возможность приватизации ряда энергообъектов…».
Невольно память возвращает в то недавнее прошлое. Тотальное подчинение, тотальное поддакивание, тотальный страх. Власть могла любого стереть в порошок. Удивительно, но Э.Карыбеков жив и здоров. Ему пришлось выехать из страны и искать работу в ближнем зарубежье.
К чему эти примеры? Нельзя забывать такие уроки. Теперь, когда наша исполнительная власть выходит на прямой диалог по сотрудничеству в сфере энергетики с Российской Федерацией, странами ЕврАзЭС, надо помнить горькие уроки недавнего прошлого, чтобы не допускать ничего подобного впредь. Экономика Кыргызстана слишком много потеряла из-за лживости и предательства персонажей прежней власти, слишком много…
(Продолжение следует).
Виктор Виноградов - специально для ИП KGinform.