Бишкек, ИА «Саясат.kg». Обращение нефтетрейдеров Кыргызстанак президенту Алмазбеку Атамбаеву, правительству и Жогорку Кенешу:
Кыргызстан — молодое государство, которое становится известным в мире благодаря проводимой политике создания демократических основ страны, стремлению к сбалансированной экономике и внешней политики, борьбе с коррупцией.
В нашей стране организация планомерных и постоянных поставок нефтепродуктов осуществляется силами нефтетрейдеров. По данным Министерства юстиции, на сегодняшний день в стране зарегистрировано 23 нефтетрейдера, из которых на постоянной основе действует около 8-10 компаний.
На долю ОсОО «Газпром нефть Азия» - дочерней компании ОАО «Газпром нефть»
- по данным Государственной таможенной службы, приходится около 60% импорта нефтепродуктов. Эти объемы реализуются через собственную сеть АЗС в количестве около 100, а также оптом на местном рынке. Поставки, как правило, осуществляются с Омского и Салаватского НПЗ.
На долю остальных нефтетрейдеров приходится около 40% импорта, поставки осуществляются с заводов Орска, Омска, Салавата, Самары, Астрахани, Ачинска, Уфы, Нижнекамска и Волгограда. АЗС, не входящих в сеть «Газпром нефть Азия», около 500 по регионам республики, то есть 83% от их общего числа.
В сфере поставок авиационного топлива также существуют независимые топливозаправочные комплексы (ТЗК) в гг. Бишкек и Ош, которые не входят в систему «Газпрома» и осуществляют существенную часть поставок авиатоплива.
Таким образом, цены на поставляемое моторное топливо диктует рынок и здоровая конкуренция.
На обсуждение Жогорку Кенеша поступил проект «Межправительственного соглашения о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов», в котором:
«Координацию деятельности и контроль за выполнением Соглашения осуществляют уполномоченные органы:
- с кыргызской стороны – Министерство энергетики и промышленности КР;
- с российской стороны – Министерство энергетики РФ.
Уполномоченными организациями по осуществлению поставок нефти и нефтепродуктов из РФ в КР в объемах, закрепленных в индикативных балансах, указанных в ст. 3 наст. Соглашения, являются:
- с российской стороны – ОАО «Газпром нефть» и ЗАО «Газпромнефть-Аэро»;
- с кыргызской стороны – ОсОО «Газпром нефть Азия» и ОсОО «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан.
Распределение указанных нефти и нефтепродуктов, за исключением авиационного топлива, на территории КР осуществляется уполномоченными организациями кыргызской Стороны с участием Ассоциации нефтетрейдеров КР.
Нефть и нефтепродукты, вывозимые из РФ в КР по заявкам уполномоченных организаций кыргызской Стороны, исходя из объемов внутреннего потребления … не облагаются вывозными пошлинам.»
Все, что поставляется сверх согласованного количества, подлежит обложению пошлиной.
Сам по себе сам факт такого Соглашения отраден. Однако при его заключении в таком виде, где координатором и контролером выступает Министерство энергетики и промышленности, и нет прозрачных механизмов выделения квот, почва для коррупции подготовлена. Более того, прямо закрепляется монопольное право осуществления поставок ОсОО «Газпром нефть Азия» и ОсОО «Газпромнефть-Аэро-Кыргызстан».
Соглашение в настоящем виде:
- является дискриминационным по отношению к кыргызским предприятиям;
- имеет коррупциогенный, абсолютно антирыночный характер, отдающий административным «ручным» управлением, плановой экономикой и Госпланом СССР;
- создает идеальные условия для полной монополизации рынка нефтепродуктов страны;
- противоречит нормам Всемирной торговой организации (ВТО), в которую входит Кыргызская Республика и недавно принята Российская Федерация;
- подрывает перспективы развития независимой нефтеперерабатывающей отрасли Кыргызстана.
Даже в России – крупнейшей нефтяной державе мира - попытки правительства регулировать внутренний рынок нефтепродуктов антирыночными, административными методами привели к острейшему кризису на топливном рынке в 2011 году, который затронул и нашу страну. Вспомните события прошлого года, когда неоднократно цена на топливо росла и вводились лимиты на отпуск. В результате правительство РФ было вынуждено скорректировать ранее принятые решения (по стандарту «Евро-3»).
Следует отметить, что кроме кыргызских предприятий от прямого доступа на рынок нашей страны отсекаются и российские нефтяные компании, в том числе и те, которые присутствуют на нашем рынке. На рынке РФ действует несколько крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний («Роснефть», «Башнефть», «Татнефть», «ТНК-ВР» и другие), а также множество оптовых трейдеров. Федеральная антимонопольная служба России тщательно следит за сохранением конкурентной среды и не позволяет никому быть единственной силой на рынке. Так почему же в нашем случае Кыргызской Республике навязывается такой нерыночный подход?
Как мотивация для Соглашения приводятся, в частности, интересы борьбы с реэкспортом российских нефтепродуктов.
Однако никто из официальных нефтетрейдеров не занимается реэкспортом. Любой объем топлива, купленный на внутреннем рынке оптом у нефтетрейдера, как «Газпрома», так и любого другого, может быть противозаконно вывезен из страны. Продавец не в силах контролировать сотни участников мелкооптового рынка, это дело государственных служб. В указанном Соглашении отмечается, что объемы поставок не уменьшатся, а возможно и увеличатся. Значит, при прочих равных условиях опасность реэкспорта не уменьшится. Корень и решение проблемы не в монополизации рынка, а в улучшении работы соответствующих государственных органов.
По нашему убеждению, основанному на анализе предлагаемого документа и законов Кыргызской Республике, указанный документ является противозаконным. Поэтому как налогоплательщики, граждане свободной страны мы просим обсудить и доработать текст Соглашения с участием всех участников процесса с целью:
- учета интересов предприятий Кыргызстана;
- сохранения конкурентной среды на рынке;
- предотвращения коррупции;
- соблюдения законодательства Кыргызской Республики, общепринятых норм регулирования международной торговли», - говорится в сообщении.
Под обращением подписались следующие нефтетрейдеры:
ЗАО «Топливно-заправочный комплекс»
ОсОО «Кыргыз Мунай»
ЗАО «БНК»
ОсОО «Шнос»
ОсОО «Мунай Импекс Бишкек»
ОсОО «Нефтесинтез»
ОсОО «Трейд-Ойл»
ОсОО «Дженерал Дирекшен»
ОсОО «М-Тек Ойл»
ОсОО «Фирма Мунайзат»
ОсОО «Кантский НПЗ»
ОсОО «Петросел»
ОсОО «Неруд-Ресурс»
Нефтетрейдеры представили свои предложения и замечания к проекту Соглашения между правительством КР и правительством РФ о сотрудничестве в сфере поставки нефти и нефтепродуктов (далее «проект Соглашения»).
1. Статья 4 проекта Соглашения противоречит следующим основополагающим нормам Конституции и законов Кыргызской Республики:
- статье 42 Конституции Кыргызской Республики, принятой референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 года (далее «Конституция КР»), т.е. провозглашенному Конституцией принципу экономической свободы, свободного использования своих способностей и своего имущества для любой экономической деятельности, не запрещенной законом. Так, ст.4 способствует ограничению деятельности по поставке нефтепродуктов в Кыргызскую Республику из РФ иных хозяйствующих субъектов, не указанных в проекте Соглашения в целом, а также из иных источников, находящихся на территории РФ (не системы Газпрома);
- статье 2 Гражданского кодекса КР. Принцип экономической свободы, провозглашенный в ст.42 Конституции КР, реализован в нормах Гражданского кодекса Кыргызской Республики, являющегося системным нормативным правовым актом, устанавливающим основополагающие принципы правоотношений между субъектами экономической деятельности. В частности, принципам равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности участников правоотношений, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, принципа беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав;
- противоречит нормам законодательства Кыргызской Республики об ограничении монополистической деятельности и защите конкуренции, в соответствии с которым запрещается установление дискриминационных или исключительных условий доступа на рынок, условий приобретения, продажи либо иной передачи товара, при которых одни хозяйствующие субъекты поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
- в части третьей статьи 4 проекта Соглашения устанавливается, что одной из уполномоченных организаций с Кыргызской стороны является Ассоциация нефтетрейдеров Кыргызской Республики. Данная норма противоречит нормам гражданского законодательства Кыргызской Республики, в соответствии с которым ассоциация является некоммерческой организацией и не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. В случае если на ассоциацию возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация подлежит преобразованию в хозяйственное общество. Более того, также нарушается принцип равенства и автономии воли хозяйствующего субъекта, который не является членом Ассоциации нефтетрейдеров.
2. Часть вторая статьи 6 проекта Соглашения противоречит Конституции КР (ст.12), гражданскому и таможенному законодательству Кыргызской Республики, в части ограничения права собственности в отношении нефтепродуктов, поставляемых из Российской Федерации, источником поставок которых являются источники, не входящие в группу ОАО «Газпромнефть» и ЗАО «Газпромнефть Аэро», а поставляемые из иных источников РФ хозяйствующими субъектами Российской Федерации, являющимися независимыми экономическими субъектами.
- Так, статья 12 Конституции провозглашает признание разнообразий форм собственности и гарантирует равную правовую защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Собственность неприкосновенна.
- Согласно ГК КР, статье 222 право собственности представляет собой признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Статья 6 проекта Соглашения ограничивает право субъекта на распоряжение имуществом, принадлежащим ему на праве собственности добросовестно.
- Представляется, что указанные ограничения на вывоз могут иметь место только в отношении продукции группы Газпрома и теми субъектами, указанными в проекте Соглашения, в отношении предусмотренных лимитов. В противном случае создается ситуация, когда нефтепродукты, ввезенные из РФ, из источника не группы Газпрома также подлежат ограничению, хотя возможно данная продукция была ввезена сверх лимитов с уплатой всех необходимых пошлин.
3. Представляется также необходимым изучить проект Соглашения на предмет соответствия и допустимости обязательствам Кыргызской Республики, принятых в рамках Марракешского соглашения (ВТО), учитывая, что Российская Федерация не является участницей ВТО.
4. Кроме того, с экономической точки зрения, проект Соглашения противоречит принципам диверсификации рисков при поставке нефтепродуктов из одного источника, тем самым создавая условия для возникновения дефицита на данном рынке, в случае сбоя поставки из источников, оговоренных в проекте Соглашения.
5. Фактически документ ограничивает свободную конкуренцию как в России, так и в Кыргызстане:
- Наделение структур Газпромнефть полномочиями на фактически эксклюзивное обеспечение поставок нефти и нефтепродуктов в Кыргызстан лишает возможности других крупных производителей (Лукойл, Руснефть, Роснефть и др.) выйти на рынок Кыргызстана.
- Наделение структур Газпромнефть полномочиями на распределение объемов в пределах Кыргызстана полностью подрывает свободные рыночные отношения на местном рынке нефтепродуктов.
- Помимо этого, данный документ не сможет фактически решить вопрос скрытого реэкспорта. Вопросы реэкспорта больше относятся к вопросам таможенного и пограничного контроля между Кыргызстаном и Таджикистаном, и являются по сути вопросом компетенции государственных органов обеих стран, но никак не участников организованного рынка нефтепродуктов.
При этом нефтетрейдеры предлагают на рассмотрение несколько альтернативных вариантов решений по существу вопроса
Вариант 1. Конкуренция в рамках согласованных квот
1. Уполномоченные государственные органы России и Кыргызстана (Министерства Энергетики или др.) согласовывают объем квот поставок нефтепродуктов из России в Кыргызстан.
2. Участники рынка (как в России, так и в Кыргызстане) на свободных рыночных условиях осуществляют поставки и реализацию российских нефтепродуктов на территории Кыргызстана.
3. Импорт и реализация нефтепродуктов в Кыргызстане будет осуществляться, пока не будет выбрана квота в полном объеме, соответственно все объемы свыше этой квоты могут облагаться стандартной пошлиной.
4. Для формирования режима наибольшего благоприятствования контролю скрытого реэкспорта, участники организованного рынка, имеющие доли в квоте, принимают на себя мораторий на прямые поставки нефтепродуктов в Таджикистан, и обязуются не заключать договора с контрагентами, поставляющими продукт на территорию Таджикистана.
5. Для содействия внутреннему производству и переработке на территории Кыргызстана, ограничения на сырую нефть, а также на печное топливо, гудрон, мазут и другие тяжелые фракции должны быть сняты.
Вариант 2. Согласование меморандума на распределение квот между участниками
1. Уполномоченные государственные органы России и Кыргызстана (Министерства Энергетики или др.) согласовывают объем квот поставок нефтепродуктов из России в Кыргызстан.
2. Предприятия Газпромнефть, как операторы, межгосударственного соглашения, совместно с Ассоциацией нефтетрейдеров Кыргызстана и Министерством Энергетики Кыргызстана согласовывают детализированный помесячный график распределения квот среди основных участников рынка.
3. При этом, консолидированная доля участия предприятий Газпромнефти в распределяемых квотах не должна превышать 50% от весового объема всех нефтепродуктов в рамках квоты.
4. Все участники организованного рынка нефтепродуктов, которые получают свою долю в квотах, принимают на себя обязательство по использованию данных квот согласно графику.
5. Возможно предусмотреть особый механизм ответственности за невыполнение обязательств по использованию квот. Например, в случае, если участник рынка не выполняет обязательства по квотам в один месяц, эти обязательства переносятся на второй месяц, таким образом, он должен выполнить обязательства во втором месяце за текущий и предыдущий периоды. Если участник рынка не выполняет обязательства по квотам за три месяца, он лишается своих квот и квоты перераспределяются между другими участниками пропорционально их участию в квоте.
6. Для формирования режима наибольшего благоприятствования контролю скрытого реэкспорта, участники организованного рынка, имеющие доли в квоте, принимают на себя мораторий на прямые поставки нефтепродуктов в Таджикистан, и обязуются не заключать договора с контрагентами, поставляющими продукт на территорию Таджикистана.
7. Для содействия внутреннему производству и переработке на территории Кыргызстана, ограничения на сырую нефть, а также на печное топливо, прямогонный бензин, гудрон, мазут и другие тяжелые фракции должны быть сняты.