Популярные новости
-
Журналистское расследование “Майдан”
-
М.Корганбаев: У кого до Ташиева хватило духа вести жесточайшую работу против коррупции и преступности?
-
Бишкек, "Саясат.kg". Камчыбек Ташиев начал и продолжает двухэтапную борьбу с проявлениями зла. Маховик запущен и назад хода нет.
-
Бишкек, "Саясат.kg". В настоящее время ГКНБ проводятся дополнительные оперативно-следственные мероприятия по установлению других причастных должностных лиц.
-
По ее данным, глава кабмина ознакомился с ходом строительства объездной автомобильной дороги в город Узген.
Новости
- Подробности
- Правопорядок
- Подробности
- Общество
- Подробности
- Политика
- Подробности
- Экономика
- Подробности
- Общество
- Подробности
- Экономика
- Подробности
- Экономика
- Подробности
- Аналитика
- Подробности
- Общество
- Подробности
- Аналитика
Видеоблог
- Подробности
- Общество
- Подробности
- О чем пишут в СМИ
Это один из айылов в нынешнем Тюпском районе, в котором 14 мая 1912 года в семье крестьянина родился будущий патриарх кыргызского романа. Когда семья потеряла главного кормильца – отца, мать вынуждена была вместе с детьми переселиться на заимку к русскому учителю-переселенцу. Грамоте Тугельбай обучался сначала в сельской школе, а затем в русской начальной имени А. Чехова в Караколе. Потом еще год в школе II ступени имени Н. Крупской.
Кен-Суу – не просто место на карте республики, которое прославил некогда стеснительный и скромный мальчишка. Это кладовая образов, которые впоследствии оживут в одноименном романе, посвященном жизни кыргызской деревни. "Кен-Суу" – это отражение социальных преобразований, происходящих в те годы.
Но вернемся к детству Тугельбая, потому что человек в эту пору – tabula rasa, как говорили древние, чистая доска. Какие первые слова напишешь на ней, то он и понесет по жизни.
Как всякий кыргызский мальчишка того времени, Тугельбай обожал слушать манасчи. Впрочем, весь народ любил их. И однажды перед глазами мальчишки, словно на экране, поплыли могучие всадники на больших серых конях. Кивнули ему. И исчезли… Тугельбай испугался. Рассказал о происшедшем старику. Тот взглянул на парнишку и сказал: "Об этом никому нельзя говорить". Что это было? Плод воображения будущего писателя или неслучайный какой-то знак свыше, неизвестно. Но отчего-то именно с той поры Тугельбай поверил в себя, в то, что он тоже может стать акыном или манасчи…
В 1929 году семнадцатилетний парнишка приезжает в столицу и поступает в сельскохозяйственный техникум. Зажатый, как говорят ныне, робкий подросток однако к той поре уже подружился с поэзией, пробуя в ней свое перо. Отнести же стихи в газету, чтобы показать сотрудникам, мешала застенчивость. Решится, зайдет в редакцию: дыхание от волнения сбивается, пот в три ручья. Постоит-постоит, да и уходит. Наконец случилось. Стихи оказались в редакции. А через несколько дней всем техникумом студенты шли на первомайскую демонстрацию. Фрунзе тогда был небольшим городом, людей немного, поэтому участники демонстрации не проходили в колоннах мимо трибун, а стояли на площади и слушали выступающих, их приветствия. И тут принесли свежий номер газеты, раздают демонстрантам. Внутри у Тугельбая стало пусто, он весь сжался: напечатали или нет? Вдруг: "Ребята, смотрите, у нас тоже свой поэт объявился. Тугельбай Сыдыкбеков. Да где же он?". А дебютант стоял покрасневший, взмокший от захлестнувшей волны радости и смотрел себе под ноги, не смея поднять на однокурсников глаза. Таким был первый лучик славы, сверкнувший над его именем.
В 1931 году издается его первая поэма "Кайкабай". Потом появятся еще более десяти стихотворных сборников, множество других книг, но к самой первой печатной работе отношение у всех творческих людей особое. Первые строки, как первая любовь, запоминаются на всю жизнь.
После окончания техникума Сыдыкбеков учится в зооветеринарном институте. Затем работает в совхозе, где накапливает материал для своих будущих книг. Пробует себя и на журналистском поприще в газете "Ленинская молодежь", все четче обозначая в творчестве склонность к эпической типизации. Так появляются романы: "Кен-Суу", позже переработанный и названный "Среди гор", "Темир" о завершении коллективизации, "Люди наших дней" о труде колхозников в годы Великой Отечественной войны, "Женщины" и другие. За роман "Люди наших дней" писатель первым в кыргызской литературе был удостоен Сталинской премии.
В 1962 году Чингиз Айтматов в статье "Горы не убывают", опубликованной в "Литературной газете", пишет: "Сейчас трудно себе представить современную культуру киргизского народа без Тугельбая Сыдыкбекова. В творческой судьбе Сыдыкбекова как бы воплотился весь процесс становления киргизской литературы. Он явился не только зачинателем киргизского романа, но и носителем традиций этого жанра. Поднял киргизский роман до его современного профессионального уровня".
После смерти Сталина, в период хрущевской "оттепели", трудолюбивый писатель вдруг надолго замолчал. "Творческий кризис?" – гадали одни. "Исписался", – утверждали другие. Но дело было совсем в ином. В его взглядах на жизнь началась перестройка, своя собственная, задолго до горбачевской. Многое ему пришлось тогда переосмыслить, пересмотреть. Итогом же глубинной работы стала идея исторического романа "Голубой стяг", изображающего жизнь и эпическую борьбу енисейских киргизов, период их национального возмужания.
Увы, роман не увидел света в брежневские времена. Ушел "под сукно". А издан был лишь при Горбачеве, да и то с купюрами.
Жить по совести, говорил коллега по цеху Тугельбая Сыдыкбекова Валентин Распутин, значит, быть правильно ориентированным, нравственно и духовно, чувствовать координаты, по которым должно происходить движение жизни. Патриарх кыргызской прозы никогда не позволял себе кривить душой, всегда говорил то, что диктовала его собственная совесть. Говорил правду. Страдал за нее, но говорил.
О. Ибраимов, близко знавший писателя, приводит в статье, посвященной 100-летию со дня его рождения, эпизод, характерный для Т. Сыдыкбекова. На очередном съезде Союза писателей ему дали слово, специально напомнив о пятиминутном регламенте выступления. Видно было, что в президиуме боялись, как бы он не выкинул очередной номер в присутствии руководителей республики и ответственных работников ЦК партии из Москвы. Но Сыдыкбеков был верен себе и на этот раз: сказал, что на двух предыдущих съездах писателей ему упорно отказывали в слове, поэтому потребовал все 15 минут и начал говорить вещи, при упоминании которых у многих волосы встали дыбом.
"Обращаясь к руководителям республики и представителям Москвы, писатель потребовал, к примеру, объяснить, коли в космос отправляют не только людей, но и братьев наших меньших, которых удается вернуть назад живыми и здоровыми, почему пока не нашлось места на борту космического корабля хотя бы одному советскому нацмену? Он так и спросил: неужели среднеазиаты не в состоянии заменить хотя бы собак при том равенстве прав, о чем кричат на каждом углу? Далее он поднял вопросы о языках, белых пятнах истории, школах на киргизском языке, о термине "старший брат", ставшем общим местом в официальном политическом лексиконе. Он открыто задел вопрос об "отеческой заботе" партии о литературе, ставшей в массе своей лишь прислужницей политики.
…Зал Национальной филармонии, собравший цвет киргизской интеллигенции, гудел, но аплодировал довольно жидко. Многие откровенно боялись, как бы кто из сидящих в президиуме не заметил это, не испортил им жизнь и карьеру. Некоторые из-за боязни быть замеченными на таком крамольном заседании, спешно выбегали из зала и больше не возвращались".
- Отец действительно был национальным писателем, но никогда националистом, – говорит сын писателя Сабырбек. – Да, он критиковал власть за невнимание к народу, за то, что пустили всю скотину на мясо ради галочки в отчете. Его возмущал факт существования в столице одной-единственной кыргызской школы и отсутствия преподавания кыргызского языка в школах, в результате которого выросло целое поколение, не знающее родного языка, к коему, к сожалению, отношусь и я. Правда, сейчас освоил разговорную речь, но понимаю, что этого недостаточно для меня.
Не сомневаюсь, что папа осудил бы многие из событий, происходящих сегодня. Для него неприемлемым был бы факт современного деления страны на север и юг. Он бы выступил категорически против заявлений кыргызов-"патриотов", потребовавших от Министерства образования прекратить преподавание узбекского языка, или "академиков" с их анекдотичной фразой "зима не будет", потому что это все позор. Такие вещи его бы сильно расстроили.
Отец в самом деле относился к числу людей, ставших гордостью страны и совестью нации. Несколько лет назад у меня дома был профессор одного из американских колледжей. Три или четыре месяца мы работали с ним в кабинете отца. Он все отснял, оцифровал каждую страницу, каждую рукопись. Папа был большим трудоголиком в хорошем смысле этого слова. Работал ежедневно с утра до обеда. Так что архив у него остался обширный.
Так вот, этот профессор был изумлен тем, что произведения отца переведены почти на 20 языков мира. Он замучил меня бесконечными вопросами-расспросами, но в результате стал патриотом Тугельбая Сыдыкбекова.
К сожалению, русскоязычная аудитория не может оценить в полной мере вкус языка в произведениях отца, поскольку он писал только на кыргызском. Но поверьте, он был не просто знатоком языка, а еще и хорошим стилистом его.
Это был художник, писавший словом широкомасштабные социальные полотна. Например, "Среди гор" сравнивают с "Поднятой целиной" Шолохова, а дед Щукарь корелируется с образом Иманбая. Никто ни у кого не списывал, естественно. Жизнь была похожей, отсюда и схожесть. Художник ведь пишет то, что видит.
…Ценность же этих реалистических произведений в том, что последующие поколения, задавшись вопросом: что же такое был Советский Союз, как жили люди в то время? – легко найдут в них ответы.
Спустя почти 10 лет после смерти мастера слова была выпущена почтовая марка. И лишь сегодня, в канун столетия со дня его рождения, наметился большой план мероприятий: научно-практические конференции, книжные выставки, конкурс сочинений среди учащихся, а также объявление о конкурсе на изготовление памятника писателю, проведение марафона по сбору средств на его создание, издание не выходивших ранее произведений и рукописей и т.д.
Впрочем, Тугельбай Сыдыкбеков, как и Пушкин, уже воздвиг себе памятник, ведь хорошая книга – это подарок, оставленный в наследство человеческому роду.
- Подробности
- Общество
- Подробности
- Экономика
«Корпорация имеет $3 млрд на своем счету. Можно будет рассматривать вопросы льготного кредитования в сельхозяйственную отрасль Кыргызстана, согласовывая условия кредитования», - сказал Ма Чжау.
«После строительства данного завода жители Ошского, Жалал-Абадского областей будут обеспечены природным газом. Потребность республики в азотноминеральных удобрениях составляет 250 тыс. тонн, которая будет покрыто после завершения данного проекта. Строительство данного завода поможет поднять аграрную экономику обеих стран и сегодняшняя встреча обязательно останется в истории наших отношений», - сообщил министр.
- Подробности
- Шоу-бизнес
Результат игры:
1 место заняли «Марго Дэвич» и «Другая логика» - по 23,2 балла каждая.
2 место присуждено «ДНК» - 19,8 балла.
3 место досталось команде «Симпатичные с ИИМОП» - 18,6 балла.
В итоге впервые в истории КВН Кыргызстана чемпионами стали две женские команды - «Марго Дэвич» и «Другая логика».
Напомним, что побежденные команды могут отыграться на летнем кубке КВН «Иссык-Куль -2012», который стартует 28 июня.
- Подробности
- Общество
- Подробности
- В мире
- Подробности
- В мире
- Подробности
- Правопорядок
- Подробности
- Экономика
ИА REGNUM