Ведущий эксперт регионального филиала Института стран СНГ (Бишкек), доктор экономических наук, профессор Аза Мигранян рассказала ИА REGNUM об итогах 15 месяцев жизни Кыргызстана с новой властью.
- Как на данный момент, по прошествии 15 месяцев после смены власти в Киргизии, складывается ситуация в экономике страны?
- Уровень и темпы роста ВВП Кыргызстана остаются на достаточно низком уровне, в реальном исчислении не соответствуют прогнозам, не выдержан уровень инфляции, который существенно превышает запланированную величину. Рост валовых показателей ВВП промышленности был достигнут за счет роста золотодобычи "Кумтора" и цен на золото на мировых рынках в прошлом году. Это дало некоторые дивиденды и выровняло ситуацию. Но, в целом, рассматривая реальный сектор экономики Кыргызстана, можно
отметить, что уровень роста минимальный.
Поставленные задачи по стабилизации экономической ситуации, приостановке спада процессов экономического развития, восстановление или создание условий для развития сельскохозяйственных отраслей выполнены крайне неудачно. И, в соответствии с этим, в целом, программа по реанимации экономики на сегодняшний день достигла своего минимального уровня.
Если говорить о реальном секторе экономики, то следует отметить, что объем ВВП снизился на 1,4%, что составляет около 275 млн. долларов по году. Без учета "Кумтора" снижение составило 2,1% по сравнению с предыдущим годом. Минусовые показатели показали и некоторые другие отрасли, особенно это касается строительства, торговли и туристической индустрии - в среднем за год падение составило 7-22%. Это означает, что расширения налоговой базы не произошло. Не наблюдалось серьезных инвестиционных вливаний, о которых говорилось изначально в период парламентских выборов. Не произошло и формирования серьезной проектной базы, каких-либо стратегий, концепций, программ и направлений развития в промышленном секторе. В совокупности все это позволило лишь остановиться на уровне тех темпов спада, которые наблюдались до выборов - то есть до сентября 2010 года.
- Как обстоят дела в сельском хозяйстве Кыргызстана?
- Ранее была озвучена достаточно разрекламированная программа помощи сельхозпроизводителям. Она, на первый взгляд, включала достаточно льготные условия и должна была пойти на пользу сельскому хозяйству, однако, с точки зрения эффективности, управленческие недостатки практически свели на нет все возможные плюсы. Предоставление кредитов фермерам было осуществлено очень поздно – в марте, что не позволило подготовиться к посевной кампании. В итоге сельхозпроизводители серьезно проиграли по ценовым параметрам, по ГСМ, по семенам, по удобрениям. Поэтому ожидать снижения стоимости на сельхозпродукцию от будущего урожая не приходится. Кроме того, несвоевременное распределение той гуманитарной помощи, которая была предоставлена со стороны Казахстана и России, со стороны международных
кредитных организаций, также приводит к снижению эффекта, а возможно и нивелированию этого эффекта.
Вопрос торгово-посреднической деятельности, сервисно-бытовых и посреднических услуг, которые являются локомотивом насыщения социальных потребностей населения, на сегодняшний день остается крайне острым. В первую очередь, имеются в виду торгово-посреднические услуги - в данной сфере занята большая часть населения северной части
страны, а также немалая часть южного региона.
- В республике уже больше года идет оживленное обсуждение о том, следует ли ей вступать в Таможенный Союз. Что может дать Кыргызстану членство в ТС или наоборот отсутствие в нем?
- Достаточно широко разрекламированное обсуждение необходимости вступления в Таможенный Союз не дает никаких эффектов до тех пор, пока правительство не предпринимает определенных шагов по созданию условий переориентации деятельности представителей малого и среднего бизнеса, торгово-посреднического бизнеса в реальный сектор. Однозначно, при любом раскладе - при вступлении в Союз, и при отказе от вступления, результатом будет значительное сокращение экспортно-импортных операций. А, следовательно, это приведет к увеличению банкротств среди посреднических структур, и организаций малого и среднего бизнеса. Как следствие, возможны рост социальной напряженности и недовольства данного сектора, который лишится собственных доходов. Все это, на фоне достаточно высоких темпов инфляции (по данным статкома СНГ - 15%),
позволяет сформировать достаточно пессимистические прогнозы по экономической ситуации в Кыргызстане.
- Справились ли новое правительство и парламент с проблемами в энергетике?
- Ситуация в электроэнергетике остаётся на уровне стагнации. Никакого прогресса по решению проблем отрасли, связанных с повышением фондооснащенности и обновления основных производственных мощностей этого сектора не наблюдается. Причинами этого по официальной версии является снижение тарифных ставок за пользование электроэнергией, газом и коммунальными услугами, что не дает возможности
аккумулирования финансовых ресурсов для дальнейших капвложений. Соответственно, остается открытым вопрос по выбору стратегии развития данной отрасли. На сегодняшний день есть отдельные проекты и намерения, которые подписаны с китайской стороны (строительство ЛЭП Датка-Кемин, помимо китайцев к проекту проявили интерес представители казахского фонда "Самрук Казына" - ИА REGNUM). Есть вопросы, обсуждаемые с российской стороной, по отдельным аспектам экономического развития электроэнергетики как отрасли (строительства ГЭС), но каких-либо окончательных решений и результатов не имеется. Происходит вялотекущий процесс поддерживания отрасли в действующем состоянии на минимальном уровне развития. При этом в электроэнергетике возникла совершенно другая проблема, отличная от прежнего дефицита.
- Какая?
- На сегодняшний день возник избыток производства электроэнергии, и, соответственно, все вопросы, связанные с реализацией этого продукта имеют серьезные барьеры - входные, торговые, коммуникационные, технические и, конечно же, межстрановые по политическим и географическим мотивам. Данные проблемы связаны с неразрешенностью вопросов водопользования в центрально-азиатском регионе. Вопросы не решаются - позиция Кыргызстана осталась достаточно вялой и незаметной на очередном форуме по водопользованию, который прошел в Алма-Ате, где, в общем-то, не было выработано четких концепций по решению этой проблемы. Очевидно, что ни у одной из сторон нет сколь-нибудь эффективных способов решения конфликтных ситуаций, которые имеются между Таджикистаном и Узбекистаном, Кыргызстаном и Узбекистаном, а также Узбекистаном и Казахстаном, и так далее.
Решение этих вопросов возможно только при комплексном подходе - во-первых, с программами обновления ресурсной базы электроэнергетики республики, и, во-вторых, это формирование замкнутого кольца энергоснабжения в самой стране, с самостоятельными выходами на экспорт электроэнергии. Причем, чем больше времени упущено, тем меньше рынка сбыта у республики остается. Здесь необходимо скооперироваться, искать возможные варианты сотрудничества - с тем, чтобы сохранить свои возможные рынки сбыта.
- Как вы считаете, есть ли необходимость в дальнейшем продолжении строительства новых ГЭС в стране?
- Вопрос неоднозначный, на фоне избытка выработки энергии возникает вопрос целесообразности дальнейшего наращивания электроэнергетических мощностей, в том числе и строительство ГЭС "Камбарата-1", так как "Камбарата-2" за неполный год дала выработку только на 40-45% от своей мощности. Это также является фактором, сказывающемся отрицательно на инвестиционной привлекательности отдельных проектов республики.
- Как можно решить накопившиеся проблемы?
- Возможным выходом может являться лишь наличие комплексной программы по разработке и реализации возможностей малого и среднего бизнеса, переориентация малого и среднего бизнеса от торговой деятельности к производственной. Это требует дополнительных инвестиционных ресурсов, дополнительных ресурсов по макроэкономическому стимулированию, в том числе - налоговому и таможенно-тарифному стимулированию. К сожалению, системная коррупции, а также несовершенство механизмов и институтов надзора за выполнением законодательных актов приводит к полной дисфункции макросреды для малого бизнеса, хотя, согласно всем международным рейтингам, страна имеет достаточно неплохие позиции.
- Перед парламентскими выборами осенью прошлого года кандидаты обещали, что зарубежные инвесторы и доноры чуть ли не толпой пойдут вкладывать деньги в Кыргызстан. Произошло ли это на самом деле?
- Нет, не произошло. На самом деле, обещанные поступления и от международных кредитных учреждений, и от отдельных стран-доноров оказались минимальными. В среднем, обещанная сумма кредитов и донорских средств составляет менее 25% от обещанных средств. Эффект от такой инвестиционной деятельности минимален, так как, во-первых, он не позволяет комплексно решать поставленные задачи и выполнять какие-либо значимые экономические задачи и проекты. Особенно, с учетом того, что большая часть этих средств направляется не в экономику, а на формирование и построение так называемых демократических институтов. По сути, эти средства просто "проедаются", и не приносят добавленной стоимости. Соответственно, эффект от инвестиционных обещаний и программ на сегодняшний день также невелик.
- Почему республике выделили лишь четверть от обещанного объема кредитов и грантов?
- Дело в том, что большинство из этих грантов были привязаны к формированию макроэкономических регуляторов и различных институтов. Основными организациями, выдающими гранты, являются МВФ и Всемирный банк, а эти организации предоставляют эти гранты под выполнение определенных условий, которые им кажутся правильными для восстановления экономической ситуации в республике. Представители "Делового совета" озвучили, что из 16 требований были выполнены только 11 - в неполном формате. Отсюда нежелание инвесторов вливать эти денежные ресурсы. Но, я полагаю, что это один из незначительных факторов, которые имеют под собой официальную подоплеку.
На самом деле, причиной задержки и снижения активности в инвестиционной сфере является высокий уровень политической нестабильности и экономических рисков республики. В том числе, рисков связанных с незыблемостью института права собственности. Весь этот год, процессы, которые происходили над различными объектами
предпринимательства, крупного бизнеса, банковского сектора, к сожалению, свидетельствуют о нарушении данного правила рынка. Конечно же, такое состояние не может привлечь инвесторов, и дать им уверенность в будущем как минимум по двум критериям - возвратности и сохранности их средств.
- В каком состоянии находится бюджет, какова перспектива?
- Около 30% бюджетных расходов остаются непокрытыми. При этом наблюдается недобор по доходной части бюджета и перерасход – по госрасходам на управленческий аппарат. Интересно, что экономят в Кыргызстане на программах освоения капитальных вложений в реальный сектор экономики. Это является следствием экономического спада, политических и экономических рисков, о которых я говорила ранее. Проблемы достаточно серьезны, и, даже в запланированной бездефицитной части бюджета, включены значительные суммы денежных поступлений, по которым план не может быть выполнен.
- Почему?
- В доходную часть бюджета включены различные гранты от международных организаций, включены доходы по операциям с государственными активами, по национализированным субъектам, которые до сих пор не выполнены. Пока сокращения бюджетного дефицита не предвидится.
- Как обстоят дела с экономикой юга Кыргызстана?
- Есть некий диссонанс между официальными статистическими данными и реальным положением. Данный дисбаланс вызван тем, что в большей степени именно южный регион дотировался весь период с момента трагических событий и до сегодняшнего дня, работала дирекция по восстановлению юга, и большая часть грантовых поступлений направлялись именно туда - для восстановления инфраструктуры, жилого фонда и так
далее. Это позволило существенно улучшить данные по официальной статистике юга. Там есть рост и по показателям роста инвестиций в основной капитал, и по показателям увеличения числа предпринимательских объектов, а также по увеличению показателей налогооблагаемой базы и сбора налогов. Собираемость налогов выше по югу, чем по северу. То есть по югу идет перевыполнение, а по северу - недовыполнение. Южный регион на сегодняшний день пользуется серьезным спектром льгот по бизнесу, что облегчает собираемость налогов. Что же касается роста реального сектора экономики, то на юге картина такая же, как и на севере республики.
- Как изменился уровень жизни населения? Вырос или упал?
- Ситуация в социальной сфере остается очень сложной. Уровень доходов населения, по сравнению с прошлым годом, в номинальном выражении возрос, но в реальном исчислении - по покупательной способности, он упал. Согласно данным неофициальной статистики, от 20% до 40%. Связано это с высоким уровнем темпа роста цен, с ограничением источников дохода населения, а также со спадом темпов роста в среднем и малом бизнесе.