Члены Общественного наблюдательного совета (ОНС) при Министерстве экономического регулирования КР обозначили плюсы и минусы вхождения Кыргызстана в Таможенный союз.
Издание Tazabek приводит текст рекомендации без изменений:
«Участие республики в Таможенном союзе — это не только беспошлинное передвижение товаров (хотя этот факт является основополагающим). Это единое транспортное, образовательное и культурное пространство; это свобода передвижения капитала, услуг, рабочей силы; это создание условий для стабильного развития экономики сторон в интересах повышения жизненного уровня населения стран сообщества.
Отмена формальностей, сборов и таможенного контроля на внутренних границах Таможенного союза, свобода транзита обеспечат сокращение издержек участников внешнеторговой деятельности и создадут выгодные условия для работы оптовых рынков республики.
Весьма значимым для экономики республики будет снятие всех ограничений экспорта внутри Таможенного союза, а следовательно страна сможет осуществлять беспошлинные поставки стратегически значимых товаров, в импорте которых нуждается кыргызский рынок, таких как нефтепродукты, лесоматериалы, металлопрокат, которые весьма необходимы республике при реализации материалоемких проектов в гидроэнергетике, нефтегазовой отрасли, строительстве жилой и транспортной инфраструктуры.
Получит позитивный импульс и развитие приграничной торговли, которая ранее сдерживалась наличием таможенного контроля. Население приграничных районов сможет закупать необходимую продукцию и товары без всяких нормативов на сопредельной территории страны соседа. Не будет ограничений по весу груза, нормам провоза алкогольной, табачной и другой продукции.
Значительным преимуществом для товаропроизводителей будет устранение внутренних постов санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контролей, которые долгое время были для нас пунктом преткновения при провозе в сопредельный Казахстан своей мясо-молочной продукции.
Очень важным и наиболее существенным аргументом в пользу Таможенного союза является осуществление поставок энергоносителей внутри сообщества без экспортных и импортных пошлин.
Это позволит Кыргызстану обеспечить стабильные, без срывов поставки ГСМ в ходе весенне-осенних полевых работ, придаст уверенность сельхозпроизводителям в завтрашнем дне, будет способствовать снятию социальной напряженности, связанной с ежегодными ожиданиями сезонных повышений цен на горюче-смазочные материалы.
Отдельно хотелось бы остановиться на миграционной политике. Сейчас в России и в Казахстане работает значительное количество наших трудовых мигрантов — более 500 тыс. человек. Одни из них, конечно, вынуждены были оформить гражданство этих стран и каким-то образом решили свои проблемы, но большое количество людей трудятся нелегально, в сложных и зачастую нечеловеческих условиях.
Участие Кыргызстана в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве обеспечивает свободную миграционную политику без квот и ограничений, позволит трудовым мигрантам пользоваться всеми социальными правами, которые имеют граждане государства пребывания, а это значительно улучшит условия временного пребывания.
Членство КР в ТС могло бы снять многие проблемы, связанные с осуществлением трудовой миграции наших граждан в странах ТС. В этом случае наши граждане, находясь в странах ТС, не будут менять своего гражданства, что в свою очередь может повлиять и на сокращение миграции.
Кроме вышеизложенных позитивных моментов существуют и определенные косвенные преимущества, которые получит Кыргызстан от присоединения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Это и развитие туристической сферы за счет притока туристов из стран ТС; развитие потенциала торговых комплексов, за счет увеличения товарооборота и возможности сбыта своей продукции в страны Таможенного союза; активизация деятельности бизнес среды по участию в наиболее значимых для экономики страны проектах и, в том числе по созданию импортозамещающих производств на территории республики; сдерживание темпов инфляции; создание новых рабочих мест; экономия бюджетных средств за счет реформирования таможенной системы и минимизацией затрат, связанных с необходимостью оснащения и содержания таможенных пунктов пропуска; увеличение объемов производства сельхозпродукции; реанимирование текстильной промышленности (шелковые, хлопчатобумажные, шерстяные ткани).
Минусы вступления в ТС:
1. Гармонизация национального таможенного тарифа с Единым таможенным тарифом Таможенного союза
Действующая средняя ставка таможенной пошлины в КР в настоявшее время составляет 5,1% от таможенной стоимости, средняя ставка по обязательствам перед ВТО - 7,7%, в то время как средняя ставка Единый таможенный тариф таможенного союза - 10,6%. Таким образом нам необходимо почти в 2 раза (от действующего таможенного тарифа) увеличить среднюю ставку таможенной пошлины. Если смотреть по сравнению с нашими обязательствами перед ВТО, то поднять ставки придется порядка на 3%.
Вместе с тем, учитывая, что страны ТС намереваются в ближайшее время вступить в ВТО, Единый таможенный тариф должен измениться в сторону снижения таможенных пошлин, поэтому КР при переговорах со странами ТС по вступлению в ТС необходимо будет обговорить товарные позиции, по которым страны ТС пойдут в сторону снижения, и нам не придется повышать свои ставки таможенных пошлин.
Согласно решению Межгосударственного совета евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) и решению Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130, Казахстану было предоставлено отсрочка по применению ставок ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа до 2015 года, по таким товарам как: яблоки, груши и айва (Код ТН ВЭД-0808), железы и прочие органы (3001), кровь человеческая; кровь животных, сыворотки иммунные (3002), лекарственные средства (3004), фармацевтическая продукция (3006), полимеры (3901-3906), полиацетали, полиэфиры (3907), полиамиды (3908), амино-альдегидные смолы (3909), -силиконы (3910 00 000), смолы нефтяные, смолы кумароно-инденовые (3911), полимеры природные (3913) древесная масса (4701 00), целлюлоза древесная (4703), бумага, картон (4811), прутки и профили алюминиевые (7604), проволока алюминиевая (7605), трубы и трубки алюминиевые (7607- 7608), инструменты ручные (8467), аппаратура электрическая (8536), транспортные средства для ремонта или технического обслуживания (8604 00 0000) вагоны железнодорожные или трамвайные (8606), приборы и устройства, применяемые в медицине (9018), приборы и аппаратура для измерения или контроля (9026-9027), счетчики (9029), сборные строительные конструкции (9406 00).
В связи с этим КР может потребовать отсрочки по товарам по применению ставок ввозных таможенных пошлин от Таможенного союза для удовлетворения социально значимых потребностей населения или развития производства.
2. Сокращение поступлений в бюджет
Налоговые поступления от деятельности оптовых рынков «Дордой» и «Кара-Суу» составили за 2009 год 427,5 млн сомов. Но уже в 2010 году вследствие сокращения торговли из-за закрытия границ налоги поступили в сумме 351,3 млн сомов. Очевидно, что уже в этом году налогов поступят еще меньше.
Поскольку распределение доходов от таможенной пошлины в Таможенном союзе будет осуществляться с учетом доли страны в импорте, то имеется риск в том, что доля Кыргызстана будет занижена в связи с особенностями таможенного учета стоимости товаров (например, по Китаю).
Так, наша статистика показывает, что в 2010 году импорт из Китая составил $623,6 млн, в то время как китайская сторона показывает свыше $5 млрд.
3. Сокращение реэкспорта
Важным фактом во внешней торговле стало то, что Кыргызстан в последние годы превратился в региональный центр реэкспорта в страны Центральной Азии и Россию китайских товаров. Недавнее исследование Всемирного банка трех крупнейших рынков «Дордой», «Кара-Суу» и «Мадина» показало, что 75% кыргызского импорта из Китая реэкспортируется в соседние страны, и значительный объем направляется в Россию.
Минусы при невступлении КР в ТС:
1. Мы уже в какой-то мере уже ощущаем воздействие Таможенного союза на Кыргызстан, будучи вне его. В результате укрепления таможенных границ по отношению к КР со стороны стран ТС снизилась торговая активность оптовых рынков, челночная торговля.
По исследованию независимых экспертов «Проект Будущего» при поддержке ЮСАИД, потери по исследованным (основным) секторам составили около $358 млн или более 16,5 млрд сомов.
В случае невступления КР в ТС осуществление торговли сельхозпродуктами будет затруднительным, т.к. не будет единого порядка осуществления ветеринарного и фитосанитарного контроля.
Кроме того, не исключено, что страны ТС будут продолжать вводить ограничительные меры по отношению к Кыргызстану как к «третьей» стране.
На сегодняшний день странами-участницами Таможенного союза активно ведется работа по формированию единой системы технического регулирования. Принято 5 соглашений в области технического регулирования, санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер. На территории ТС будут действовать единые Технические регламенты. Будут действовать единые формы документов, подтверждающих соответствие требованиям безопасности (сертификаты, декларации о соответствии и т.д.). Также перечень товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, для стран ТС будет единым. Право проводить оценку соответствия требованиям безопасности будут иметь только органы, зарегистрированные на территории стран Таможенного союза и включенным в единый реестр.
В случае, если Кыргызская Республика не будет участницей ТС, то в ближайшем будущем мы столкнемся с трудностями в торговле со странами ТС. Вызвано это будет тем, что наши экспортеры будут вынуждены проходить процедуру оценки соответствия (получать сертификат) не в КР, а в органах, зарегистрированных в странах ТС. Станет недоступным для наших предпринимателей и такая форма подтверждения, как декларирование соответствия, т.к. нормами ТС такая форма доступна только для субъектов стран ТС.
Согласно плану разработки технических регламентов Таможенного союза на 2011 год, предполагается принятие 47 технических регламентов. Среди них запланировано принятие таких регламентов, как «Технический регламент о безопасности пищевой продукции», «Технический регламент на соковую продукцию», «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», «О безопасности мяса и мясопродуктов» «О безопасности продукции легкой промышленности». Важно отметить, что эти группы товаров являются основными в экспорте КР в страны ТС. И после принятия этих технических регламентов, перечисленные группы товаров будут подлежать обязательной оценке соответствия по нормативам, определенным названными техническими регламентами.
Источник: Tazabek