Бишкек, ИА «Саясат.kg». Китай все-таки будет строить железную дорогу Китай-Кыргызстан-Узбекистан. 14 сентября премьер-министр КР Алмазбек Атамбаев в ходе визита в Китай договорился об этом со своим тамошним коллегой, а сегодня сообщил об этом журналистам.
Как отметил А.Атамбаев, «затягивать, конечно, уже нельзя... Была достигнута договоренность, что надо восстанавливать Шелковый путь. Эта дорога своего рода Шелковый путь».
Однако многие эксперты восприняли эту новость без энтузиазма, увидев в ней угрозу национальным интересам государства, более того - китайскую интервенцию. Во-первых, они подвергли критике тот факт, что, как сообщил премьер, многие вопросы, в том числе финансовые и технические, будут решаться только при подготовке ТЭО. Среди них важнейшим пунктом является ширина колеи. То есть, решение о строительстве дороги принято, а какой ширина будет эта дорога, никто не знает. Между тем, как известно, китайские стандарты ж/д колеи отличаются от стандартов СНГ.
Как рассказал «Вестям» экономист Жумакадыр Акенеев, на всем пространстве СНГ, и у нас в том числе, железнодорожное полотно ширококолейное, в Китае же – узкоколейное.
«Если дорога будет такой, как в Китае, то Кыргызстан не получит от этого никакой выгоды, единственное государство, которое окажется в выигрыше, это КНР. Более того, наши экспортные интересы лежат вовсе не на Востоке, а на Западе. Нам нечего экспортировать в Китай», - сказал он.
Подобного же мнения придерживается и другой эксперт Расул Умбеталиев. «Без решения вопроса с ТЭО проект не имеет смысла, – считает он. – Загадка, почему Атамбаев не занялся именно этим пунктом. Более того, есть серьезные основания считать, что те месторождения, которые предполагалось передать КНР в обмен на возведение железной дороги, все-таки будут отданы Поднебесной».
А отдельными аналитиками уже почти открыто произносится мысль, что вышеуказанная договоренность стала возможной по причине того, что премьер Атамбаев извлек из сотрудничества с КНР какие-то личные выгоды.
Не этим ли можно объяснить его оправдания перед китайской стороной, когда глава кабмина комментировал инциденты, произошедшие с компаниями КНР на месторождениях Иштамберды и Солтон-Сары. Тогда премьер заявил, что ему стыдно за эти эксцессы и упрекнул кыргызстанцев, которым также «должно быть стыдно» за свои действия по отношению к представителям страны, которая бескорыстно помогает.
Депутат от фракции «Ата-Мекен», член парламентского комитета по топливно-энергетическому комплексу Райкан Тологонов относительно того самого бескорыстия в интервью «Вестям» так высказывается по этому поводу.
- Несколько акций протеста прошли в Нарынской области, там жители выступали против передачи Китаю железорудного месторождения «Жетим» и алюминиевого «Сандык» взамен кредита для строительства международной железной дороги Китай—Кыргызстан—Узбекистан. Подобного решения наше правительство не принимало, хотя некоторые чиновники поддерживают данную идею. Однако я считаю абсолютно правильной позицию нарынчан, которые понимают, что передача месторождений в обмен на кредиты является для Кыргызстана невыгодной сделкой. Дело в том, что данные месторождения являются для нашей республики стратегическими. Они содержат огромные сырьевые запасы, которые не идут ни в какое сравнение с теми кредитными средствами, которые нам предлагает китайская сторона. Для Кыргызстана является убыточным шагом отдавать за китайские кредиты эти перспективные месторождения, против чего и выступают жители области. Они не хотят, чтобы наша страна превращалась в сырьевой придаток Китая, и мы попали в какую-либо зависимость от этого государства. И в том плане я с нарынчанами полностью солидарен.
Кроме того, депутат напомнил, что лицензии на разработку месторождений выдавались инвесторам при Максиме Бакиеве за определенную мзду, и не о каких интересах государства речи тогда не шло. По этой причине зарубежные компании не брали на себя никаких обязательств перед населением регионов, в которых они решили осуществлять свою деятельность.
- Почему китайские инвесторы не хотят наладить соответствующие контакты с местным населением и узнать их мнение? – задается вопросом Р. Тологонов. - Потому что эти компании в свое время сделали основную ставку на то, что все их проблемы с народом будет решать Максим Бакиев, который все разведет. Поэтому китайские инвесторы стали действовать на этих месторождениях абсолютно наглым образом. К примеру, одна из китайских компаний построила нужную для себя дорогу к месторождению через заповедник. Как эти действия могут не вызвать справедливого возмущения у населения? Неужели наши природные богатства должны таким образом уничтожаться.
«Атамбаев рад китайской экспансии», - гласил сегодня один из громких заголовков в СМИ. И действительно, начинаешь задумываться - присутствует ли в этом деле личная выгода главы кабинета министров или нет, но как-то получается не совсем гармонично и патриотично: кыргызстанцы протестуют против китайской экспансии, а премьер Кыргызстана создает для нее все условия…