Будет ли он лоббировать узкую колею, выгодную китайцам, как это было при Бакиеве?
Первый вице-премьер-министр Омурбек Бабанов провел переговоры с представителями China Communications construction company Ltd. Отметим, что эта крупная государственная китайская компания специализируется на строительстве транспортной инфраструктуры.
Помимо прочих, обсуждался и вопрос строительства китайско-кыргызско-узбекской железнодорожной (ККУЖ) магистрали. Бабанов отметил, что «этот проект имеет стратегическую важность для социально-экономического развития Кыргызстана».
О том, что этот проект стратегически важен для Кыргызстана поняли еще в 1996 году, когда и возникла идея о строительстве этой ККУЖ. Бились над идеей долго. Писали пред-ТЭО (предварительное техническое обоснование), проводили переговоры со всеми потенциальными участниками. Но дело тормозили несколько факторов. Первый – отсутствие у Кыргызской железной дороги собственных средств. Это серьезно стопорило дело и не давало возможность Кыргызстану выступать полноправным участником процесса. Да и гарантий грандиозному мероприятию это не добавляло.
Второй момент – Узбекистан, по территории которого должна была проходить ветка, не давал своего согласия, как и не соглашался принять участие в строительстве. Т.е., хранил молчание на протяжении нескольких лет. О причинах такой позиции можно только догадываться.
Все изменилось в 2008 году, когда Кыргызская железная дорога не только активизировала переговоры по магистрали, но и перевела их совсем в иное русло. Во-первых, к обсуждению проекта подключились Российские железные дороги (РЖД), готовые принимать финансовое участие. Был разработан проект, согласно которому дорогу можно было проложить в обход территории Узбекистана. Это осложняло техническую сторону вопроса, так как новый путь «проходил» через горы, но позволяло проекту продвинуться вперед. Более того, у КЖД появились собственные средства, благодаря которым она уже выступала полноправным партнером по строительству с правом диктовать свои условия.
Одно из которых, кстати, заключалось в ширине колеи. Китайцы настаивали (и настаивают до сих пор) на так называемой узкоколейке.
Кстати, когда Бабанов был вице-премьер-министром при Бакиеве, он также как и сейчас, курировал вопросы переговоров с китайской стороной. Именно тогда появилась информация, что китайцы предлагали Бабанову «откат» в размере $ 180 млн. как раз за лоббирование «китайской» колеи.
Возможно, нынешний виток переговоров с участием вице-премьера никак не связан с интересом заработать копеечку, и это всего лишь предвыборный популизм.
Тогда тоже напрасно. Ведь процесс строительства магистрали можно было запустить еще в 2008 году, но и тогда этого не получилось. А с нынешним раздраем в республике и скудостью бюджета, проект будет находиться в плачевном состоянии еще очень долго.
Источник: vesti.kg.