Печать
Прогнозы развития событий

Президент Кыргызстана включает стратегический резерв властного ресурса 

 

Задержание 30 сентября Госкомитетом Киргизии по нацбезопасности депутата парламента Канатбека Исаева может стать поворотным моментом президентской кампании. Парламентарию предъявлено обвинение в попытке государственного переворота. По версии силовиков, Исаев передавал значительную сумму денег неким представителям криминалитета для организации массовых протестных беспорядков в случае поражения лидирующего оппозиционного кандидата Омурбека Бабанова. Генпрокуратура возбудила уголовное дело в отношении Исаева сразу по трём статьям Уголовного кодекса — «Приготовление к преступлению», «Массовые беспорядки» и «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти».


Очевидно, что за две недели до «дня Х» — 15 октября — действующий президент Киргизии включает стратегический резерв властного ресурса для перевода предвыборного противостояния своего ставленника Сооронбая Жээнбекова и его главного соперника Омурбека Бабанова в форму открытого конфликта. Этот жесткий перехват политической инициативы и фактически прямое вмешательство президента Атамбаева в ход избирательной кампании прежде всего свидетельствует о его крайней неуверенности в шансах своего ставленника экс-премьера Жээнбекова на победу. До момента сложения президентских полномочий Атамбаев несёт полную ответственность за процесс транзита власти. В том числе и за возможные катастрофические последствия политического демарша против оппозиционного кандидата, чреватого неизбежным крайним обострением и без того перегретой внутриполитической обстановки в стране. В этой ситуации ключевой вопрос — является ли арест сторонника Омурбека Бабанова паническим рефлексом Атамбаева на сбой его сценария «операции преемник», либо это — реализация загодя заготовленного страховочного плана.


Белые нитки, которыми с задержанием Исаева киргизский официоз не замедлил привязать оппозиционного фаворита Омурбека Бабанова к угрозе силового захвата власти в случае его поражения, очевидны. Сам кандидат, комментируя это событие, назвал его провокацией и подчеркнул, что в своей победе не сомневается. Фактически это следует расценивать как обвинение Бабановым самого действующего президента в эскалации предвыборного противостояния и распаковке майданной технологии на случай поражения своего ставленника.

 

Обращает на себя внимание одна специфическая черта киргизской избирательной системы. С трибуны ООН президент Алмазбек Атамбаев убеждал мировую общественность в том, что Киргизия — самое демократичное государство региона, и что нынешние президентские выборы будут прозрачными и честными. Но при этом ни разу за время кампании не были опубликованы официальные данные социологических замеров популярности кандидатов. Хотя это является одним из базовых элементов демократической избирательной практики. Отсутствие прозрачной информации о рейтингах участников избирательной гонки создаёт прекрасную дымовую завесу для манипуляций власти общественным мнением, в том числе и тех, на которых строится нынешнее косвенное обвинение Бабанова в «организации свержения легитимной власти в случае его поражения». Цинизм этой ситуации заключается ещё и в том, что закрытость для общества объективной социометрической информации лишает оппозицию возможности сопоставить с ней результаты голосования, оценить размер возможных фальсификаций, обосновать свои претензии действующей власти и делает заведомо бессмысленными акции мирного гражданского протеста. Таким образом, все остальные формальные атрибуты демократической гражданской процедуры превращаются в бутафорию, одновременно канализируя протест в антиконституционное русло и легитимизируя его силовое подавление.


Но даже такая бутафория демократической гражданской процедуры отнюдь не гарантирует действующему президенту избрание преемника, главная функция которого — обеспечение его личной финансовой и социальной неприкосновенности. Атамбаев не может не понимать очевидного: Жээнбеков воспринимается народом как продолжатель его провального социально-экономического курса с соответствующими перспективами честной победы. Это обосновывает предположение о наличии у фактического обладателя неограниченного властного ресурса системы страхующих административно-технологических заготовок. Не исключено, что, разыгрывая сейчас карту ареста Исаева, Атамбаев достал из рукава один из таких козырей.

 

Прежде всего, с точки зрения избирательной технологии прагматичного бизнесмена Омурбека Бабанова, появление в рядах его сторонников фигуры Канатбека Исаева крайне нелогично. В 2012 году, в бытность Бабанова премьер-министром, Исаев, будучи депутатом парламента от премьерской партии «Республика», провёл внутрифракционную интригу, которая привела к расколу в партии и обошлась Бабанову потерей премьерского кресла. Свою репутацию возмутителя спокойствия Исаев подтвердил в октябре 2016 года. В кризисный момент формирования коалиции вокруг президентской Социал-демократической партии Канатбек Исаев покидает пост руководителя фракции «Кыргызстан» из-за несогласия с партийным большинством по вопросу поправок к конституции. В этот момент премьерский пост уже занимает Сооронбай Жээнбеков. Спустя год, когда президент Атамбаев очевидно определяет Жээнбекова своим преемником, Исаев заявляет о своих президентских амбициях. И тут против него срабатывает правоохранительный ресурс. Явно недоговороспособного политика убирают с дороги Жээнбекова, повторно открывая и теперь доводя до суда против него коррупционное уголовное дело, заведённое и закрытое ещё в 2010 году. Примечательно, что шесть лет назад мандат народного избранника по закону защитил его от уголовного преследования в силу признанного незначительным инкриминируемого ему ущерба в 3 миллиона 700 тысяч сомов (ок. 54 тыс. долларов США). Сейчас, после передачи Генпрокуратурой повторно заведённого дела против Исаева в ведение нацбезопасности, эта сумма стала достаточной для снятия с него депутатского иммунитета. Под угрозой уголовного преследования в полностью подконтрольной Атамбаеву судебной системе Канатбек Исаев лишается президентской перспективы и по определению становится потенциально сговорчивым.

 

Это допускает предположение о том, что Исаев в рядах сторонников Омурбека Бабанова, лишившегося из-за него премьерского поста, мог исполнить роль троянского коня. И позволяет наделить иным значением определение «провокация», данное Бабановым факту его ареста по инкриминируемой организации беспорядков в случае его поражения. Входя в избирательный пул Бабанова, он не мог не знать о его очевидном потенциале как минимум выйти с Жээнбековым во второй тур. Скорее, беспорядки в случае провала самого Жээнбекова на выборах могли быть выгодны действующему президенту Алмазбеку Атамбаеву. Об этом, предвосхищая именно в этой логике возможность развития ситуации вне конституционного поля, писал 30 сентября ИА REGNUM в статье «Операция «преемник»: президент Киргизии повышает ставки. В какой игре?».


Нельзя также не учитывать, что репрессивный правоохранительный ресурс в своей операции «преемник» Атамбаев уже применил против того, кто посмел торпедировать и без того небезупречный рейтинг Жээнбекова. Причём в крайне болезненном для общества вопросе — его роли в кровавом межэтническом конфликте 2010 года на Юге Киргизии. В интервью ресурсу gezitter.org бывший глава Ошского областного УВД полковник Абылда Капаров впрямую обвинил Сооронбая Жээнбекова и его брата Асилбека в провоцировании кровавого варианта назревшего межэтнического конфликта.

 

«В мае 2010 года нынешний спикер Асилбек Жээнбеков вместе с братом, никому не сообщая, просили у меня оружие… с патронами. Есть важное задание», заявил Капаров.

 

В том же интервью полковник Капаров обвинил тогдашнего губернатора Ошской области Сооронбая Жээнбекова в присвоении трёх миллионов долларов, выделенных на ликвидацию последствий ошской бойни. Итогом этой откровенности для офицера, который не покинул боевой пост и, рискуя жизнью, принял непосредственное участие в погашении кровавого конфликта, стало его осуждение на 4,5 года по обвинению в разжигании национальной розни.

Если доверять показаниям бывшего главы ошского УВД, то последующим назначением тогдашнего безработного Асилбека Жээнбекова спикером парламента, а затем его старшего брата — премьер-министром, Атамбаев обозначил преемничество политическому стилю своего свергнутого предшественника Курманбека Бакиева. У действующего президента Киргизии, несомненно, есть инструменты, позволяющие реализовать такой опыт разрешения острого социально-политического кризиса путём его искусственной эскалации и перевода в кровавое силовое русло. Подконтрольная правоохранительная система, синхронизированная с избирательной, уже продемонстрировала свою действенность за гранью правового фола. Атамбаев протестировал её на единственном откровенно пророссийском политике из всей обоймы претендентов на киргизское президентство — Ахматбеке Келдибекове. Эксперты предполагают, что именно ради вывода Келдибекова из борьбы была на месяц смещена дата президентских выборов. Скандал с незаконным затягиванием срока погашения его судимости и последующим — на этом основании — отказе в регистрации кандидатом под новые сроки президентской кампании быстро утих. Общественность и СМИ восприняли это как должное. Многочисленные прозападные правозащитные группы как нарушение основ демократического права это не расценили. И сейчас Атамбаеву ничто не мешает использовать протестированный на Келдибекове инструмент для вывода из борьбы за президентство теперешней главной помехи — Омурбека Бабанова.

 

28 сентября Бабанов выступал с речью перед жителями Оша. Выступление, выдержанное, по оценке наблюдателей, в предельно конструктивном духе, было немедленно перемонтировано и запущено в социальные сети. Материал был смонтирован из внеконтекстных обрывков, скомпилированных таким образом, что в них можно усмотреть призывы к разжиганию межнациональной розни и протестным действиям. Генпрокуратура отреагировала моментально и направила материал выступления Бабанова в Госкомитет национальной безопасности для проверки. Теперь Бабанов рискует повторить судьбу бывшего главы ошского УВД полковника Капарова, возможно, с теми же последствиями и по той же статье. При этом Генпрокуратура угодливо не замечает вопиющих признаков в явно не способствующей межэтническому миру многолетней националистической риторике самого Атамбаева. Ещё в 2013 году «недопустимое засилье» русского языка в районах компактного проживания киргизов он обозначил термином «хамство». С тех пор президент Киргизии, как мантру, в том числе и с трибуны ООН, повторяет свою русофобскую теорию в стиле своего украинского коллеги Петра Порошенко о вековых страданиях киргизского народа и его кровавых исторических жертвах. При этом Атамбаев безнаказанно — уже для российского законодательства — называет исконными киргизскими землями огромные территории России, а вину за взрыв в метро Санкт-Петербурга, совершённый выходцем из Киргизии террористом-смертником Акбаржоном Джалиловым, возлагает на «спровоцировавших его российских скинхедов, которые подтолкнули его к экстремизму».

 

Трудно не уловить связь русофобских и экспансионистских идей Атамбаева с учением исламского фундаменталиста Фетхуллаха Гюлена. Для бежавшего из Турции в США проповедника Киргизия явилась полигоном продвижения идей через общенациональную сеть престижнейших учебных заведений. На фоне глубокой деградации государственной системы образования Киргизии за время правления Атамбаева тысячи выпускников гюленовских лицеев, колледжей и университетов успели найти своё место в государственной системе управления страны. Учитывая, что Гюлен является проводником интересов американских спецслужб, есть основания рассматривать эту сеть единомышленников как инструмент их влияния, агентурной работы и террористической деятельности. Принимая во внимание единое миграционное пространство Киргизии и России, опасность этой специфической статьи киргизского экспорта в Российскую Федерацию недооценивать нельзя. Известно, что Атамбаев сколачивал свой первоначальный капитал на теснейших связях с турецким бизнесом. И после занятия главного кресла страны в его «многовекторной независимой» политике турецкое направление было не просто приоритетным. Он называл президента Турции Реджепа Эрдогана старшим братом и создавал многоуровневые преференции турецкому бизнесу, и активно поддержал экспансионистскую доктрину пантюркизма. Но после провала попытки государственного переворота в Турции в июле 2016 года Турция потребовала от Атамбаева, «как от младшего брата», пресечь деятельность альтернативной гюленовской системы образования. У Эрдогана были веские основания к этому требованию. Антигосударственный заговор охватил широкий спектр государственной конструкции Турции, включая широкие армейские круги. Турецкий МИД обосновал это требование тем, что «террористическая организация» Гюлена может совершить такой же переворот в Киргизии. Атамбаев ответил резким категоричным отказом.


Очевидно, что Турция была не единственным спонсором процесса ускоренной исламизации Киргизии по фундаменталистскому и экстремистскому образцу. На территории страны беспрепятственно действуют фундаменталистские группировки и объединения ваххабистского (организация, деятельность которой запрещена в РФ) толка, запрещённые в других государствах региона и Евразийского экономического содружества. За ними стоит открытый спонсор международного исламского терроризма — Саудовская Аравия и её сателлиты из числа нефтяных монархий Персидского залива. Они, очевидно, рассматривают Киргизию с её более чем лояльным отношением к ваххабизму (организация, деятельность которой запрещена в РФ) как резервный полигон на случай окончательного разгрома в Сирии и Ираке запрещённого в России террористического «Исламского государства» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). И они не без оснований трактуют в свою пользу высказывание Алмазбека Атамбаева о преемственности своего курса, имея в виду своего ставленника Сооронбая Жээнбекова. Известное высказывание киргизского экс-премьера о том, что он «в жизни ни во что не верит, кроме Аллаха», он дополняет реальными делами. Известный своими теснейшими связями с ближневосточными нефтяными шейхами, Жээнбеков продвигал строительство на их деньги многочисленных ваххабистских (организация, деятельность которой запрещена в РФ) мечетей, а затем перевел их в государственную систему образования. При этом в нищую экономику страны эти деньги не поступили.


В текущей избирательной кампании в Киргизии исламский фундаментализм становится всё более ощутимым фактором. В случае прихода к власти экс-премьера Жээнбекова неизбежно сработает принцип: «за ресурсную поддержку до выборов надо отвечать после». Перспектива превращения страны во вторую Сирию должна обеспокоить прежде всего российские власти. Уже сейчас местный имам открыто призывает в проповедях к закрытию российской авиабазы в Канте, потому что «в Сирии русские убивают наших правоверных братьев». Опыт других стран показывает, что за такими безнаказанными воззваниями обычно следуют призывы убивать инородцев и неверных. В этом случае России надо быть готовой противодействовать не отдельным терактам, а рассматривать «дружественную» Киргизию как возможный плацдарм полномасштабной антироссийской террористической агрессии.

 

История учит, что ни один переворот, ни одна гражданская война не происходили без влияния зарубежного фактора. Такими ресурсными и инструментальными возможностями для организации взлома государственной конструкции с целью отмены неугодных результатов выборов обладает только действующая власть и её ставленник. В сравнении с ними инкриминируемые арестованному Канатбеку Исаеву и косвенно — оппозиционному лидеру Омурбеку Бабанову попытки «зарядить» на беспорядки неких представителей криминалитета выглядят малоубедительно. И, в случае поражения Сооронбая Жээнбекова, «свержения легитимной власти» и силового решения за рамками конституционного поля, в частности введением отменяющего выборы чрезвычайного положения, следует ожидать именно от обладателя верховной власти. Который уже сейчас раскачивает общество, чтобы её не потерять.

 

Роман Газенко
источник - regnum

Темы: