Женщина, представившаяся Аймирой, в свои 30 с небольшим имеет четырех детей, сейчас находится на пятом месяце беременности. Женщина признается, что решилась продать своего еще неродившегося ребенка. 

 

По словам женщины, два года назад она развелась с мужем. После этого она познакомилась с другим мужчиной, но и с ним рассталась:

 

- Муж очень много пил. Не работал, каждый день дома закатывал скандалы. Были случаи, когда избивал не только меня, но и детей. Потом уехал в Россию, так там и остался. По телефону сказал «талак» (в исламе трижды произнесенный «​талак»​ означает развод. - Прим.ред.), и заявил, что не приедет. Через год я начала общаться с коллегой по работе. Женщины по соседству советовали, что, мол, «хороший человек, детям нужен отец, будет помогать воспитывать их». Потом я забеременела. Но он сказал: «Я не могу воспитывать твоих детей, жениться не буду».

 

Брошенные дети, равнодушное общество...

 

​Найденный на берегу канала труп младенца снова вынес на повестку дня ситуацию с родителями, которые идут на преступление, чтобы только избавиться от детей.​

 

Аймира снимает жилье в бишкекской новостройке «Ак-Ордо». Старшему из ее детей 12 лет, младшему недавно исполнилось три года. Чтобы хоть как-то заработать на жизнь, мать-одиночка моет по ночам полы в кафе.

 

Оставшаяся одна Аймира намерена продать своего пятого ребенка после его рождения и на эти деньги вырастить других четверых детей: "- Увидела в «​Инстаграме»​ объявления женщин «куплю ребенка» и задумалась. Я написала, почти 300 человек откликнулось, пишут, что хотели бы взять ребенка. Некоторым даже позвонила - сказали, что заплатят любую сумму. Я до этого слышала, что покупали детей и за 5 тысяч долларов, и за 10 тысяч. Если появятся люди семейные, живущие в хороших условиях, то продам".

 

Мы решили обзвонить некоторых пользователей, оставивших свои номера в ответ на объявление Аймиры.

 

Женщина, пожелавшая не называть своего имени, рассказала, что уже два года пытается забеременеть, но безрезультатно, а потому решилась купить ребенка, за него она готова отдать любую сумму: "- Мой двухлетний ребенок погиб – утонул. А дался он мне с трудом, сколько я лечилась, чтобы забеременеть и родить его. Вот уже два года как я пытаюсь вновь стать мамой. Нам с мужем очень нужен ребенок".

 

Еще один абонент, ответивший по номеру, оставленном на странице в соцсети, пояснил, что ребенок нужен тете: "- Мы ищем ребенка для нашей тети. Жилье у нее свое, деньги и постоянная работа есть. До этого она начинала собирать документы для усыновления. Но она ни разу не была замужем. А в таких случаях, оказывается, не дают разрешение, так как «семья неполная». Стали искать знакомых в роддомах, сказали, что очередь большая, надо ждать. Процедура облегченная только если усыновить ребенка с особенностями".

 

Культура воспитания неродных детей в кыргызских семьях была почти всегда. Однако это никогда не строилось на купле-продаже или других материальных интересах. Специалисты выражают беспокойство по поводу того, что в последние годы дети стали восприниматься как некий товар.

 

Случаи продажи детей в Кыргызстане регистрировались и ранее. Правоохранительные органы возбуждали уголовные дела по статье «Торговля людьми» Уголовного кодекса КР.

 

Между тем желающие усыновить детей семьи говорят, что приходится собирать кучу документов, выждать огромную очередь. В итоге выдерживают это испытание не все.

 

Миграция: почему матери отказываются от своих детей?


​За 6 лет в Кыргызстан привезли 63 ребенка, от которых отказались в России женщины-мигранты. Только восьмерых из них взяли под опеку родители их матерей, а остальные были определены в детский дом.​

Правозащитники считают, что именно из-за законодательных сложностей этого процесса процветают незаконные методы усыновления детей.

 

«Мы часто слышим о фактах, что продали или украли ребенка. Значит, проблема есть. Все это происходит, потому что нет единой базы по усыновлению детей. Ко мне обращались несколько семей, которые не могут усыновить детей. И таких пар у нас очень много», - говорит депутат Жогорку Кенеша Аида Касымалиева.

 

Однако представители государственных органов отрицают утверждения, что в процедуре усыновления детей много искусственных препятствий.

 

Сотрудник Министерства социального развития и труда КР Адилет Кудайбердиев говорит, что сбор соответствующих документов и скорость этого процесса зависят непосредственно от самого человека, который хочет усыновить ребенка:

- Подтверждение поданных документов - это обязанность заявителя. Будет он готовить их один или два дня, зависит от него самого. Мне кажется, за неделю вполне реально их собрать. Кроме того, согласно постановлению правительства об усыновлении детей после подачи заявления гражданину, желающему усыновить приемного ребенка, дается специальное заключение. На этом основании гражданин вносится в единую базу, и его там регистрируют. Эта база работает по каждому району. В зависимости от этого принимается решение. На данный момент в базе на очереди стоят 213 человек, подавших заявления на усыновление.

 

По данным Минсоцразвития и труда, в 2017 году гражданами КР было усыновлено 718 детей. Всего же за последние шесть лет новые семьи обрели 6 тысяч 713 детей.

 

В Кыргызстане законодательно не запрещено обрести ребенка путем договоренности с незнакомой женщиной. Соответствующий закон был принят в 2007 году, а в 2015 была принята его новая редакция под названием «О репродуктивных правах граждан и гарантиях их реализации».

 

На сегодняшний день в Кыргызстане уже стало привычным использование суррогатных матерей с целью стать родителями. Однако широко об этом распространяться в кыргызском обществе не принято.

 

источник - "Азаттык"